Елена Винокурова
Нетрадиционные формы, методы и приемы работы по развитию речи детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Аленький цветочек»
"НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Учитель – логопед
Винокурова Е. В.
Куйбышев, 2019
Публикация «Нетрадиционные формы, методы и приемы работы по развитию речи детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие специальной коррекционно-педагогической помощи таким детям неизбежно приводит к трудностям общении, изменениям в личности подрастающего человека, ограничению интеллектуальных возможностей. Когда нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об общем недоразвитии речи. Анализ современных инновационных подходов в области логопедии, приводит к выводу о том, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи может быть действенным способом решения этой проблемы.
При ОНР ведется работа в следующих направлениях:
• Развитие общей моторики.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Развитие фонематических процессов.
• Развитие лексических навыков.
• Развитие лексико-грамматического компонента языка.
• Развитие связной речи.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются
нетрадиционные формы работы. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относятся:
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.
Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты - гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. Именно в таких ситуациях можно использовать нетрадиционные методы.
Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики. В основном, нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект. С уверенностью можно сказать о том, комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям. Я хочу рассказать о некоторых методах работы, которые мы применяем в своей работе.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.
Упражнения с ложкой (Логопедический массаж ложками) Совместное выполнение с педагогами (несколько)
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения
вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие
движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на
верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей и различных предметов. Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки:
- удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз
- «Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка
- удержать как можно дольше на широком язычке
- прижать к верхним зубам
- зажать между нижними зубами и языком
(проводятся упражнения с педагогами)
Используя маленькие конфеты (или сухие завтраки, выполняем упражнение «чашечка», пытаясь удержать шарик. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.
(проводятся упражнения с педагогами)
В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.
Дыхательная гимнастика
Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически,
рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.
Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Техника выполнения упражнений:
•воздух набирать через нос;
•плечи не поднимать;
•выдох должен быть длительным и плавным;
•необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
•нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
«Чайник закипел».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох- вода бурлит.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Вот некоторые упражнения:
Упражнение 1. "Ладошки".
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. "Поясок"
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. На логопедических занятиях и коррекционных часах можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:
-Прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования.
-Ритмические движения под музыку.
-Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
-Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
-Улучшению общего состояния детей
-Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
-Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений
При помощи музыкотерапии у детей можно развивать фонематический слух. (выполняем совместно с педагогами)
ПЕСКОТЕРАПИЯ – один из видов работы над дыханием и не только.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.
Логопедические игры в песочной стране.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим
правилам, применяя игровые моменты:
• Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
• Выдыхай медленно и плавно.
• Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ. Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Использование Су –Джока в логопедии:
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика.
Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
2. Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку,
называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.
По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
6. Использование шариков для слогового анализа слов.
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования су–джок массажера в нашей работе.
Следовательно, применение Су-джок массажёров в логопедической коррекции
способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
ВЫПОЛНЯЕМ С ПЕЛАГОГАМИ:
Пальчиковая игра «Черепаха»
(у детей в руках су-джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)
Никого я не боюсь»
(дети катают су-джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо су-джок на большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо су-джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с
использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.
1. Упражнение с пипеткой.
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.
2. Упражнение с пинцетом
В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы.
Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
3. Шарики и пинцет.
Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.
4. Наматывание ниток.
Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
5. Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
6. Сортировка семян.
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.
7. Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
8. Игры с прищепками