Марина Ковылина
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей
Методическая разработка.
Автор: Ковылина Марина Анатольевна, воспитатель МДОУ «Мало – Шелемишевский детский сад»
Эта методическая разработка адресована моим коллегам, воспитателям дошкольного образования, из личного опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно – творческих способностей у детей».
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Целью проведения мастер – класса для воспитателей считаю:
1. Поделиться опытом работы с коллегами в использовании инновационных технологий в образовательном процессе.
2. Показать, как овладеть новыми способами развития творческих способностей у детей, посредствам нетрадиционной техники рисования
Главной целью данной методической разработки считаю довести до сведения, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. То есть надо использовать на занятиях разные техники рисования : традиционную и нетрадиционную. В дошкольном возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя. Он с радостью открывает для себя незнакомый и удивительный мир. И мы должны ему в этом помочь. Чем разнообразней будет деятельность ребенка, тем успешнее будет его разностороннее развитие, тем лучше он реализует свои возможности и проявит свои творческие способности. Мы должны так построить свою работу в этом направлении, чтобы создать условия для раскрытия в каждом ребёнке собственного творчества и тогда в этом процессе он увидит что – то красивое, новое, необычного.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Творческие способности и умения необходимо развивать как можно раньше, поскольку занятия изо деятельностью направлено на развитие творческих способностей, воображению, наблюдательности, художественного мышления и памяти. В процессе рисования нетрадиционным методом ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуются красивому изображению, которое он сам создал. Но самое главное - ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, овладевает ИЗО навыками и умениями учится их использовать.
Усвоенные детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будем способствовать их творческому развитию. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса.
Цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Для достижения этой цели ставим следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Обязательно и необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
1. игра, которая является основным видом деятельности детей;
2. сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
3. просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
4. живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
выводы:
1. Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.
3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях. Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта.
Мой инновационный опыт представляет собой применение различных педагогических технологий : сотрудничества, игрового обучения, компьютерные технологии.
Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.
Тема занятия: «Цветные сны».
Продолжительность занятия: 18 - 20 минут.
Цель: поделиться опытом с коллегами в работе по нетрадиционной техники рисования
Задачи:
Образовательная: формировать навыки исследовательской деятельности и развивать познавательную активность.
Развивающая :
-развивать познавательный интерес;
-активизировать творческий потенциал обучающихся.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядные (просмотр слайдов и музыкальное сопровождение);
- практические (выполнение заданий);
- вале логические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.
Материалы:
- гуашь, разведённая водой;
- палитра;
- два листа бумаги;
- салфетки;
- кисточка;
- нить №10
Ход занятия.
Приветствую Вас уважаемые коллеги.
Я Ковылина Марина Анатольевна воспитатель средней группы.
Сейчас Я расскажу вам и покажу как мы работаем по проекту: Нетрадиционные техники рисования. Область Художественное творчество. Все мы знаем, что у человека есть два полушария – левое и правое. Левое полушарие отвечает за логику и расчет. А правое за творчество, интуицию и образное мышление. У всех детей до пяти лет очень хорошо развито правое полушарие. Поэтому они с удовольствием танцуют, поют, радуются и очень любят рисовать. Рисовать везде и всем : кисточкой, палочкой, карандашом, пальчиком, ладошкой. Рисуют они так, как им нравится, от души, наслаждаясь самим процессом.
Сейчас Вам предлагаю возвратиться в детство и попробовать нарисовать цветные сны. (Приложение №1)
Все мы видим сны. Они у всех разные, но всегда необычные. Яркий красочный сон создаст хорошее настроение на весь день. Иногда нам снится целый фильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногда приснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочется оставить воспоминание об этом сне, но как? В этом нам помогут волшебные ниточки. Для работы нам понадобятся лист бумаги, который мы сложим пополам, гуашь, палитра, кисточка, салфетки и нить. Возьмите ниточку левой рукой и тихонько опускайте ее в гуашь. В правую руку возьмите кисточку и помогайте ниточке утонуть. Выбирайте самые яркие цвета ведь мы рисуем цветной сон. Приподнимаем лист и кладем окрашенную ниточку. Затем окрашиваем вторую и третью. И все их разложим на бумаге. Как вы их разложите пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа, аккуратно прижимая лист ладонью вынимаем за хвостик ниточку. Открываем лист и смотрим, что же у нас получилось. Фантастика! А так как в душе каждого из нас живет ребенок, можно и пофантазировать. Рисование очень полезно и взрослым и детям. Когда мы рисуем, получаем удовольствие, радость. Правое полушарие начинает быстрее развиваться, а значит и наши творческие способности. Побывав вместе с вами в детстве, а это мы делаем каждый день, я вам желаю по чаще получать удовольствие в вашей творческой работе. Пусть вам чаще снятся цветные сны, приносят радость, удачу и помогают лучше, понять детские души!
Удачи Вам!
Спасибо за внимание!