Наталья Помаскина
Нетрадиционная форма работы с дошкольниками по развитию речевого творчества — макетирование
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети познают мир в основном наглядно – образным путем, строят образы на основе собственного опыта, связывают их и создают свою собственную картину мира. Малышам доступны в течение дня познавательные действия с самым различным наглядно – образным материалом: схемами, картинами, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Именно от того, насколько эффективно будет выстроено взаимодействие с данным материалом, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, будет зависеть дальнейшее математическое развитие детей. Все вышеизложенное натолкнуло нас на идею создавать весь наглядно – образный материал в играх и для игр совместно с детьми.
Публикация «Нетрадиционная форма работы с дошкольниками по развитию речевого творчества — макетирование» размещена в разделах
Настоящей находкой стало создание многоэтажного «математичекого домика». Сначала это был просто домик, в котором в каждой квартире были поселены разные семьи. Затем двери и окна каждой квартиры стали иметь разную форму : круглую, квадратную, прямоугольную, треугольную. Ребятам в ходе игровой деятельности предстояло не только подобрать соответствующую квартиру для семьи, но и соотнести правильно форму. А разные формы крыш позволили нам с ребятами создать отдельные микрорайоны города.
Решив однажды полететь в космос, ребята занялись строительством ракет. Каждая из них стала математической и помогла нам разобраться с понятиями высоко – низко, вверх – вниз, влево – вправо и ответить на вопрос, куда летит ракета, зачем она туда летит. Не менее интересно для ребят было оформление ракет : выбор цвета, яркие детали. С одной стороны это интересная игра, а с другой замечательная возможность закрепить цвет.
Одним из самых любимых занятий малышей является рисование цветными карандашами. Сюжет подскажет погода и природа за окном, событие по пути в детский сад или цветочек, который сегодня распустился на клумбе детского сада. Веселый заяц стал героем наших рисунков и вдруг кто- то из ребят подметил, что нужно для него построить дом с забором. В одну минуту был найден строительный материал – карандаши. Сначала ребята отобрали карандаши по цвету, затем по высоте. У каждого получился свой продукт. Процесс настолько захватил малышей, что карандаши используются нами очень активно, при этом закрепляется цвет, форма, проводится сравнение по высоте, длине. После прогулки, присев за стол, можно выложить из карандашей квадрат, затем превратить его в два треугольника или наоборот.
Не менее интересна для детей деятельность, связанная с созданием коллажей, панно, макетов по самым разным темам. Данный процесс организуется с одним ребенком, с мини – группами, а также участниками могут стать все воспитанники группы. Проливной дождь за окнами не позволил нам выйти на прогулку, было решено создать макет нашего участка в группе. Каждый из ребят вносил часть участка на макет (рисовал, вырезал и наклеивал или делал аппликацию). Важно было правильно расположить все на ковре, при этом эффективно формировалось умение ориентироваться в пространстве. А затем наш участок ожил, появилась возможность превратить кукол в воспитанников детского сада и гулять на участке, не выходя из группы.
Идеей для макета или коллажа может стать сюжет сказки. Нарисованные две дорожки для путешествия Колобка пригласили ребят в соревнование: по какой дорожке Колобок доберется быстрее, около какой дорожки больше жуков, а какая дорожка короче, слева или справа растут ели. Фантазировать можно бесконечно, а идеи придумываются детьми.
Огромное поле для деятельности предоставляет рисование на снегу, крупе, лепка из сыпучего песка, деление поделок на части, создание композиций, башенок, гусениц из частей, при этом знакомим с понятием больше - меньше, находим много и один предметов вовремя игры. С наступлением теплых деньков дети много времени проводят на улице. И здесь используются игры на знакомство детей с формой. [2, с. 15]
«Занимательный магниты» - это игра, созданная нами на магнитной доске. Здесь изображаются или выкладываются дома, дорожки от домика к домику, заборчики, солнышки, люди и т д. В ходе игры проговариваются названия фигур, используются в речи слова: больше, чем; короче чем; вверху, внизу; слева справа и т. д.
Таким образом, через создание увлекательных игр, пособий, коллажей, макетов, панно и использование их в режимных моментах, дети быстрее познакомились с названиями частей суток и временами года, узнали названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); научились сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну;) сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте); выражать словами какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже, научились зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и понимать соответствующие прилагательные.
Кроме того, организованная таким образом деятельность расширяет математический кругозор детей, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.