Османова Ольга Сайгидовна
Фотоотчет «Нетрадиционная форма родительского собрания»
Нетрадиционная форма родительского собрания
«Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, время, труда. Но, и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью» - писал Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Фотоотчет „Нетрадиционная форма родительского собрания“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2018
От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Недаром восточная мудрость гласит: если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека. Специфическая функция семьи - воспитательная, обладающая следующими аспектами: - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов: - передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; - выработка у детей мировоззрения, трудолюбия, потребности и умения быть гражданином и хозяином своей жизни, соблюдать общечеловеческие моральные нормы; - обогащение интеллекта детей, эстетическое и физическое развитие; - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни; - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом. В этой связи государственную поддержку воспитательной дееспособности семьи следует рассматривать в качестве решающего фактора в контексте стратегии национальной безопасности России. Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов: - отношение к ребенку; - представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требованием и т. д.); - характер обращения с ребенком. Жизнь и время диктует свои правила. Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад. Сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают все те же ценности - доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка, - но само содержание деятельности уже другое, его нет смысла рассматривать с позиции «хуже» или «лучше» чем то, что было, оно просто другое. Ребенок - связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается образовательно - воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только игровой деятельности, но и собственного воспитания, более того – активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. В нормативно - правовых документах указано, что родители - участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, сотрудничество педагога и родителей. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия.
Анализ практики использования традиционных и нетрадиционных форм в работе педагога и родителей показал, что в современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы : родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Проанализировав работу с семьей, мы выявили, что одной из проблем на современном этапе является организация совместной деятельности родителей и детей. Исход из этого перед нами встала задача — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Одной из таких форм и является проведение не традиционных родительских собраний. Это различные посиделки, спортивные праздники, праздники народного календаря. Данный подход требует от нас более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок. Такие формы родительских собраний позволяют решать сразу несколько задач, а именно: - установление партнерских отношений с родителями; - объединение усилий для развития и воспитания детей; - создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей; - поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях; - осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком; - переосмысление родителями своих воспитательных установок; - развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок; - выбор методов воздействия на ребенка соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Досуговая форма помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду и в нашей группе.
«Родители у нас - народ прекрасный
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд
Нам личность в будущем дадут».