Юлия Абалтусова
Несколько образовательных ситуаций для совместной деятельности во второй половине дня
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто как говорит?»
ЗАДАЧИ:
научить звукоподражанию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Раздайте детям игрушки (собачка, петушок, кошечка, ворона, свинка, коровка, мышка) и предложите вспомнить, кто из животных как говорит.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные животные. Давайте вспомним, как они говорят. Из-за домика по очереди выходят животных, воспитатель предлагает детям воспроизвести их голоса. Дети, какие вы молодцы, знаете голоса всех животных!
Публикация «Несколько образовательных ситуаций для совместной деятельности во второй половине дня» размещена в разделах
Направления развития ситуации. 1. Предложите детям не только воспроизвести голос животного, но и показать движения. Например: как мяукает добрая кошечка; как она злится; как урчит довольная кошечка; как кошечка лежит лапки; как кушает молочко. 2. Дайте детям музыкальные инструменты и предложите озвучить голос животного с помощью инструмента
«Наездники»
ЗАДАЧИ:
научить звукоподражанию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям представить себя наездниками, слегка согнув колени «сесть» на воображаемую лошадку и «держать в руках вожжи». После просите расслабленными кистями рук имитировать «подхлёстывания» вожжами и произносить: «Но! Но! Но!» – лошадка поскакала. Имитируя скачку, дети на согнутых коленях отрывают пятки от пола и щёлкают языком в такт «цоканью копыт». После лошадку нужно отставить, «натянув вожжи», нагнуться назад, произнести «Тпр-р-р-р!», лошадка останавливается и фыркает: «Фыр-р-р-р!».
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем наездниками и поскачем на лошадках. Сгибаем коленки и садимся на лошадку, берём в руки вожжи и, подхлёстывая вожжами, кричим лошадке: «Но! Но! Но!». Наша лошадка поскакала. А когда наша лошадка скачет, как она говорит? Правильно, щёлкаем язычком в такт цоканью копыт. Чтобы лошадка скакала быстрее, кричим ей: «Но! Но! Но!». А чтобы лошадку остановить, нам нужно натянуть вожжи, прогнуть спинку назад и произнести: «Тпр-р-р-р!». А как лошадка фыркает, когда останавливается? «Фыр-р-р-р!». Молодцы, приехали!
Направление развития ситуации. Предложите детям озвучивать происходящее вокруг, воспитатель-ведущий даёт команды, а дети имитируют звуками происходящее. Например: мы едем, едем, и вдруг пошёл дождь, задул ветер, запели птички, едем по камешкам, перепрыгиваем барьер
«Любуемся красотой и звуками весны»
ЗАДАЧИ:
развивать познавательную активность;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Принесите в группу игрушку – Зайку. Расскажите детям, что он ещё совсем маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик. Предложите детям помочь Зайке и всё ему объяснить. Дети подходят к окну и рассказывают Зайке, что они видят. Научите звуком имитировать, как капает дождик, как дует ветер, как хлюпает лужа, как распускаются цветочки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости! Это Зайка. Он ещё совсем маленький, много чего не знает. А давайте ему расскажем, какие звуки живут на улице. Дети вместе с воспитателем и Зайкой подходят к окну. Наступила весна, на улице стало теплее, запели птички (дети озвучивают, распустились первые цветочки и появились первые насекомые. Вдруг пошёл сильный дождь и задул сильный ветер (дети озвучивают). А потом вышло солнышко, и дети стали прыгать по лужам. А что ещё может звучать на улице? (Ответы детей.) Какие вы молодцы, как много звуков вы знаете! Зайка: «Спасибо, ребята, что познакомили меня со звуками, теперь и я знаю, какие звуки живут на улице весной. До свидания!».
Направление развития ситуации. Предложите детям с помощью музыкальных инструментов исполнить «звуки весны».
«Быстро – медленно, громко – тихо»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
учить слышать изменения громкости звучания и отмечать это в движениях.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям потанцевать под музыку. Подчеркните, что танцевать следует так, как подсказывает музыка, – тихо, громко, быстро или медленно. Дайте детям установку – слушать музыку внимательно.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем танцевать. Но танец наш будет особенный. Вы должны внимательно слушать музыку и двигаться так, как она вам подскажет. Если музыка быстрая – наши движения должны быть быстрыми, если меленная – наши движения должны быть плавными, мягкими, медленными. Если вы услышите, что музыка тихая, то танцевать нужно тихо, на носочках, а если музыка громкая – то можно топать ногами и хлопать в ладоши.
Направление развития ситуации. Предложите детям взять в руки музыкальные инструменты и в зависимости от музыки играть на них громко или тихо, медленно или быстро.
«Солнечный и дождливый день»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать моторику.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям с помощью музыкальных инструментов озвучить солнечный день и дождливый день.
Контекст ситуации для детей. Ребята, скажите, как можно назвать день, когда весь день светит яркое солнышко? Правильно, солнечный. А как мы назовём день, когда всё время льёт дождик? Правильно, дождливый день. Сегодня с помощью музыкальных инструментов мы с вами будем озвучивать солнечный и дождливый день.
Направление развития ситуации. Организуйте мини-оркестр «Такой разный день».
«Послушай и нарисуй»
ЗАДАЧИ:
развивать фантазию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям прослушать мелодию (песню, аудиозапись, а после изобразить необычного животного на бумаге.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать волшебные музыкальные рисунки, а именно необычного волшебного животного. Поможет нам в этом мелодия, которую мы с вами сначала прослушаем, а после будем изображать на бумаге.
Направления развития ситуации. 1. Подберите к прослушанной мелодии музыкальный инструмент. 2. Предложите детям придумать названия своим животным и их озвучить.
«Изобрази мелодию жестами и мимикой»
ЗАДАЧИ:
формировать выразительные средства: мимику, жесты и движения;
развивать слуховой аппарат.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям прослушать мелодию (песню, аудиозапись). При повторном прослушивании мелодии изобразите её с помощью мимики и жестов.
Контекст ситуации для детей. Ребята, а вы знаете, что можно любую песню не только спеть, но и изобразить. Сегодня мы с вами прослушаем песенку и с помощью жестов и мимики её изобразим.
Направление развития ситуации. Организуйте миниатюру «Споём песенку руками».
«Три медведя»
ЗАДАЧИ:
способствовать умению различать высоту звуков;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. На стол перед каждым ребёнком положите три картонных медведя (большой, поменьше и самый маленький). Включите мелодию (или покажите разные по размеру колокольчики). На прогулку выходит какой-либо мишка, в зависимости от высоты звука.
Контекст ситуации для детей. Ребята, у каждого на столе лежит семья мишек. Папа – медведь, мама – медведица, сыночек – мишутка. Решили они пойти на прогулку. Каждый из мишек выходит под свою мелодию, вам нужно внимательно прослушать мелодию и подумать, кто из мишек под неё выходит.
Направления развития ситуации. 1. Организуйте момент радости «Поменялись голосами». 2. Подберите музыкальный инструмент для героя.
«Концерт»
ЗАДАЧИ:
развивать коммуникативные способности;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Поиграйте на любом шумовом инструменте, например на бубне, дети при этом хлопают в ладоши. После предложите желающему ребёнку сыграть «концерт» (играющий выходит на середину и играет на инструменте, второму ребёнку дайте игрушку, предложите изобразить, как игрушка танцует на столе. После первая пара детей передаёт бубен и игрушку другим детям. Так до тех пор, пока не сыграют все дети.
Контекст ситуации для детей. Сегодня у нас в группе будет концерт шумовых инструментов. Каждый из вас выступит в роли музыканта или танцора. Первый концерт будет играть воспитатель, а все дети будут танцевать под музыку. После воспитатель выбирает следующего исполнителя и танцора (можно предложить детям танцевать с игрушкой). Когда первая пара детей отыграет концерт, выберите следующую пару.
Направление развития ситуации. Объедините пары в большой оркестр «От дуэта к квартету».
«Волшебная нитка»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Педагог тянет клубок ниток и поё т: «У-у-у-у-у». Когда звук обрывается, нитку отрежьте и положите на стол. Таким образом, на столе окажется много ниток разных размеров. Разложите их в разной последовательности, проведите по ним пальцем и пропевайте либо короткий, либо длинный звук. В промежутках делайте паузу. После проделайте эту процедуру с детьми, проводите пальцем по нитке и вместе пропевайте звуки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в группу принесли волшебный клубок. Когда человек поёт, ниточка тянется, как только звук обрывается – нитка обрезается. Посмотрите на меня (педагог пропевает длинные и короткие звуки, обрезает нитку и кладёт её на стол). После предлагает детям издавать звуки. Посмотрите на стол, у нас с вами получились разные по размеру ниточки. Теперь мы будем проводить пальчиком по ниткам и пропевать звуки.
Направления развития ситуации. 1. Организуйте мелодии ниточного лабиринта. 2. Погуляйте с ниткой (произвольные дорожки). 3. Изобразите нитки на прогулке (несколько детей).
«Гости к нам пришли»
ЗАДАЧИ:
развивать коммуникативные способности;
развивать музыкальные способности.
Контекст ситуации для педагога. Расскажите детям, что сегодня к ним должны прийти гости. Раздаётся стук в дверь, педагог подходит к двери, надевает на руку одну из приготовленных игрушек и здоровается от её лица с детьми. У каждого ребёнка в руках музыкальный инструмент. Игрушка обращается к конкретному ребёнку и просит его сыграть на музыкальном инструменте приветствие. Игрушка при этом танцует под звучащую мелодию. Так ребёнок встречает каждого зверя.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придёт. Раздаётся стук, воспитатель подходит к двери. К нам в гости пришли Мишка, Зайчик, Лисичка и Собачка. «Здравствуйте ребята!» – здоровается сначала Мишка, потом остальные животные. «Какие у вас красивые инструменты!» – зверь обращается к конкретному ребёнку и просит его сыграть на своём инструменте, при этом пританцовывая. Так звери обращаются к каждому ребёнку, приветствуя друг друга.
Направления развития ситуации. 1. Предложите пропеть своё имя, познакомиться с гостем. 2. Предложите сыграть мелодию вдвоём, втроём, всем вместе.
«Подумай и отгадай»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание и мышление;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Каждому ребёнку раздайте картинки с изображением медведя, зайца и птички. Включите мелодию, дети её прослушивают и в конце поднимают нужную карточку.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Угадай зверей и птиц по мелодии». Перед вами лежат картинки. Скажите, что на них изображено? Правильно, на картинках изображён медведь, зайка и птичка. Сейчас для вас будет включена мелодия, которая принадлежит одному из зверей или птичке с картинки. Вам нужно прослушать мелодию и поднять вверх картинку с изображением того животного, которому принадлежит мелодия.
Направления развития ситуации. 1. Кто ещё так звучит (например, какая птичка так может звучать? Что на что похоже? (Ассоциации с музыкальными инструментами – подбери инструмент).
«Цвет – настроение»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Каждому ребёнку раздайте разные по цвету карточки, соответствующие настроению в музыке. Жёлтая карточка – солнечная, весёлая, жизнерадостная музыка. Чёрная карточка – грустная, тяжёлая, мрачная музыка. Голубая карточка – лёгкая, спокойная музыка. После прослушивания мелодии предложите поднять нужную карточку.
Контекст ситуации для детей. Ребята, посмотрите, перед вами на столе лежат цветные карточки. Назовите их цвета. Молодцы! Сегодня мы с вами будем прослушивать разные мелодии, и эти карточки будут нам помогать. А вы знаете, что каждый из этих цветов что-то обозначает. Жёлтая карточка говорит о том, что музыка солнечная, весёлая, жизнерадостная. Чёрная карточка говорит о том, что музыка грустная, тяжёлая, мрачная. Голубая карточка обозначает лёгкую, спокойную музыку. После прослушивания музыки поднимайте нужную карточку вверх.