Юлия Абалтусова
Несколько образовательных ситуаций для совместной деятельности во второй половине дня
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто как говорит?»
ЗАДАЧИ:
научить звукоподражанию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Раздайте детям игрушки (собачка, петушок, кошечка, ворона, свинка, коровка, мышка) и предложите вспомнить, кто из животных как говорит.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные животные. Давайте вспомним, как они говорят. Из-за домика по очереди выходят животных, воспитатель предлагает детям воспроизвести их голоса. Дети, какие вы молодцы, знаете голоса всех животных!
Темочки:
Направления развития ситуации. 1. Предложите детям не только воспроизвести голос животного, но и показать движения. Например: как мяукает добрая кошечка; как она злится; как урчит довольная кошечка; как кошечка лежит лапки; как кушает молочко. 2. Дайте детям музыкальные инструменты и предложите озвучить голос животного с помощью инструмента
«Наездники»
ЗАДАЧИ:
научить звукоподражанию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям представить себя наездниками, слегка согнув колени «сесть» на воображаемую лошадку и «держать в руках вожжи». После просите расслабленными кистями рук имитировать «подхлёстывания» вожжами и произносить: «Но! Но! Но!» – лошадка поскакала. Имитируя скачку, дети на согнутых коленях отрывают пятки от пола и щёлкают языком в такт «цоканью копыт». После лошадку нужно отставить, «натянув вожжи», нагнуться назад, произнести «Тпр-р-р-р!», лошадка останавливается и фыркает: «Фыр-р-р-р!».
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем наездниками и поскачем на лошадках. Сгибаем коленки и садимся на лошадку, берём в руки вожжи и, подхлёстывая вожжами, кричим лошадке: «Но! Но! Но!». Наша лошадка поскакала. А когда наша лошадка скачет, как она говорит? Правильно, щёлкаем язычком в такт цоканью копыт. Чтобы лошадка скакала быстрее, кричим ей: «Но! Но! Но!». А чтобы лошадку остановить, нам нужно натянуть вожжи, прогнуть спинку назад и произнести: «Тпр-р-р-р!». А как лошадка фыркает, когда останавливается? «Фыр-р-р-р!». Молодцы, приехали!
Направление развития ситуации. Предложите детям озвучивать происходящее вокруг, воспитатель-ведущий даёт команды, а дети имитируют звуками происходящее. Например: мы едем, едем, и вдруг пошёл дождь, задул ветер, запели птички, едем по камешкам, перепрыгиваем барьер
«Любуемся красотой и звуками весны»
ЗАДАЧИ:
развивать познавательную активность;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Принесите в группу игрушку – Зайку. Расскажите детям, что он ещё совсем маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик. Предложите детям помочь Зайке и всё ему объяснить. Дети подходят к окну и рассказывают Зайке, что они видят. Научите звуком имитировать, как капает дождик, как дует ветер, как хлюпает лужа, как распускаются цветочки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости! Это Зайка. Он ещё совсем маленький, много чего не знает. А давайте ему расскажем, какие звуки живут на улице. Дети вместе с воспитателем и Зайкой подходят к окну. Наступила весна, на улице стало теплее, запели птички (дети озвучивают, распустились первые цветочки и появились первые насекомые. Вдруг пошёл сильный дождь и задул сильный ветер (дети озвучивают). А потом вышло солнышко, и дети стали прыгать по лужам. А что ещё может звучать на улице? (Ответы детей.) Какие вы молодцы, как много звуков вы знаете! Зайка: «Спасибо, ребята, что познакомили меня со звуками, теперь и я знаю, какие звуки живут на улице весной. До свидания!».
Направление развития ситуации. Предложите детям с помощью музыкальных инструментов исполнить «звуки весны».
«Быстро – медленно, громко – тихо»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
учить слышать изменения громкости звучания и отмечать это в движениях.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям потанцевать под музыку. Подчеркните, что танцевать следует так, как подсказывает музыка, – тихо, громко, быстро или медленно. Дайте детям установку – слушать музыку внимательно.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем танцевать. Но танец наш будет особенный. Вы должны внимательно слушать музыку и двигаться так, как она вам подскажет. Если музыка быстрая – наши движения должны быть быстрыми, если меленная – наши движения должны быть плавными, мягкими, медленными. Если вы услышите, что музыка тихая, то танцевать нужно тихо, на носочках, а если музыка громкая – то можно топать ногами и хлопать в ладоши.
Направление развития ситуации. Предложите детям взять в руки музыкальные инструменты и в зависимости от музыки играть на них громко или тихо, медленно или быстро.
«Солнечный и дождливый день»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать моторику.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям с помощью музыкальных инструментов озвучить солнечный день и дождливый день.
Контекст ситуации для детей. Ребята, скажите, как можно назвать день, когда весь день светит яркое солнышко? Правильно, солнечный. А как мы назовём день, когда всё время льёт дождик? Правильно, дождливый день. Сегодня с помощью музыкальных инструментов мы с вами будем озвучивать солнечный и дождливый день.
Направление развития ситуации. Организуйте мини-оркестр «Такой разный день».
«Послушай и нарисуй»
ЗАДАЧИ:
развивать фантазию;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям прослушать мелодию (песню, аудиозапись, а после изобразить необычного животного на бумаге.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать волшебные музыкальные рисунки, а именно необычного волшебного животного. Поможет нам в этом мелодия, которую мы с вами сначала прослушаем, а после будем изображать на бумаге.
Направления развития ситуации. 1. Подберите к прослушанной мелодии музыкальный инструмент. 2. Предложите детям придумать названия своим животным и их озвучить.
«Изобрази мелодию жестами и мимикой»
ЗАДАЧИ:
формировать выразительные средства: мимику, жесты и движения;
развивать слуховой аппарат.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям прослушать мелодию (песню, аудиозапись). При повторном прослушивании мелодии изобразите её с помощью мимики и жестов.
Контекст ситуации для детей. Ребята, а вы знаете, что можно любую песню не только спеть, но и изобразить. Сегодня мы с вами прослушаем песенку и с помощью жестов и мимики её изобразим.
Направление развития ситуации. Организуйте миниатюру «Споём песенку руками».
«Три медведя»
ЗАДАЧИ:
способствовать умению различать высоту звуков;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. На стол перед каждым ребёнком положите три картонных медведя (большой, поменьше и самый маленький). Включите мелодию (или покажите разные по размеру колокольчики). На прогулку выходит какой-либо мишка, в зависимости от высоты звука.
Контекст ситуации для детей. Ребята, у каждого на столе лежит семья мишек. Папа – медведь, мама – медведица, сыночек – мишутка. Решили они пойти на прогулку. Каждый из мишек выходит под свою мелодию, вам нужно внимательно прослушать мелодию и подумать, кто из мишек под неё выходит.
Направления развития ситуации. 1. Организуйте момент радости «Поменялись голосами». 2. Подберите музыкальный инструмент для героя.
«Концерт»
ЗАДАЧИ:
развивать коммуникативные способности;
развивать слуховое восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Поиграйте на любом шумовом инструменте, например на бубне, дети при этом хлопают в ладоши. После предложите желающему ребёнку сыграть «концерт» (играющий выходит на середину и играет на инструменте, второму ребёнку дайте игрушку, предложите изобразить, как игрушка танцует на столе. После первая пара детей передаёт бубен и игрушку другим детям. Так до тех пор, пока не сыграют все дети.
Контекст ситуации для детей. Сегодня у нас в группе будет концерт шумовых инструментов. Каждый из вас выступит в роли музыканта или танцора. Первый концерт будет играть воспитатель, а все дети будут танцевать под музыку. После воспитатель выбирает следующего исполнителя и танцора (можно предложить детям танцевать с игрушкой). Когда первая пара детей отыграет концерт, выберите следующую пару.
Направление развития ситуации. Объедините пары в большой оркестр «От дуэта к квартету».
«Волшебная нитка»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Педагог тянет клубок ниток и поё т: «У-у-у-у-у». Когда звук обрывается, нитку отрежьте и положите на стол. Таким образом, на столе окажется много ниток разных размеров. Разложите их в разной последовательности, проведите по ним пальцем и пропевайте либо короткий, либо длинный звук. В промежутках делайте паузу. После проделайте эту процедуру с детьми, проводите пальцем по нитке и вместе пропевайте звуки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в группу принесли волшебный клубок. Когда человек поёт, ниточка тянется, как только звук обрывается – нитка обрезается. Посмотрите на меня (педагог пропевает длинные и короткие звуки, обрезает нитку и кладёт её на стол). После предлагает детям издавать звуки. Посмотрите на стол, у нас с вами получились разные по размеру ниточки. Теперь мы будем проводить пальчиком по ниткам и пропевать звуки.
Направления развития ситуации. 1. Организуйте мелодии ниточного лабиринта. 2. Погуляйте с ниткой (произвольные дорожки). 3. Изобразите нитки на прогулке (несколько детей).
«Гости к нам пришли»
ЗАДАЧИ:
развивать коммуникативные способности;
развивать музыкальные способности.
Контекст ситуации для педагога. Расскажите детям, что сегодня к ним должны прийти гости. Раздаётся стук в дверь, педагог подходит к двери, надевает на руку одну из приготовленных игрушек и здоровается от её лица с детьми. У каждого ребёнка в руках музыкальный инструмент. Игрушка обращается к конкретному ребёнку и просит его сыграть на музыкальном инструменте приветствие. Игрушка при этом танцует под звучащую мелодию. Так ребёнок встречает каждого зверя.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придёт. Раздаётся стук, воспитатель подходит к двери. К нам в гости пришли Мишка, Зайчик, Лисичка и Собачка. «Здравствуйте ребята!» – здоровается сначала Мишка, потом остальные животные. «Какие у вас красивые инструменты!» – зверь обращается к конкретному ребёнку и просит его сыграть на своём инструменте, при этом пританцовывая. Так звери обращаются к каждому ребёнку, приветствуя друг друга.
Направления развития ситуации. 1. Предложите пропеть своё имя, познакомиться с гостем. 2. Предложите сыграть мелодию вдвоём, втроём, всем вместе.
«Подумай и отгадай»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание и мышление;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Каждому ребёнку раздайте картинки с изображением медведя, зайца и птички. Включите мелодию, дети её прослушивают и в конце поднимают нужную карточку.
Контекст ситуации для детей. Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Угадай зверей и птиц по мелодии». Перед вами лежат картинки. Скажите, что на них изображено? Правильно, на картинках изображён медведь, зайка и птичка. Сейчас для вас будет включена мелодия, которая принадлежит одному из зверей или птичке с картинки. Вам нужно прослушать мелодию и поднять вверх картинку с изображением того животного, которому принадлежит мелодия.
Направления развития ситуации. 1. Кто ещё так звучит (например, какая птичка так может звучать? Что на что похоже? (Ассоциации с музыкальными инструментами – подбери инструмент).
«Цвет – настроение»
ЗАДАЧИ:
развивать внимание;
развивать зрительное восприятие.
Контекст ситуации для педагога. Каждому ребёнку раздайте разные по цвету карточки, соответствующие настроению в музыке. Жёлтая карточка – солнечная, весёлая, жизнерадостная музыка. Чёрная карточка – грустная, тяжёлая, мрачная музыка. Голубая карточка – лёгкая, спокойная музыка. После прослушивания мелодии предложите поднять нужную карточку.
Контекст ситуации для детей. Ребята, посмотрите, перед вами на столе лежат цветные карточки. Назовите их цвета. Молодцы! Сегодня мы с вами будем прослушивать разные мелодии, и эти карточки будут нам помогать. А вы знаете, что каждый из этих цветов что-то обозначает. Жёлтая карточка говорит о том, что музыка солнечная, весёлая, жизнерадостная. Чёрная карточка говорит о том, что музыка грустная, тяжёлая, мрачная. Голубая карточка обозначает лёгкую, спокойную музыку. После прослушивания музыки поднимайте нужную карточку вверх.