Юлия Абалтусова
Несколько образовательных ситуаций для музыкально-игровых импровизаций в режимные моменты
Музыкально-игровые ситуации, которые помогут развить музыкальные способности ребёнка. Этими ситуациями могут пользоваться не только музыкальные руководители, но и воспитатели, так же можно работать вместе, чтобы было взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.
Развитие музыкального опыта детей, который начинается с сенсорного опыта и накапливается с рождения, – одна из задач дошкольного детства.
Публикация «Несколько образовательных ситуаций для музыкально-игровых импровизаций в режимные моменты» размещена в разделах
Знакомство со звуками, звучащей стороной предметного мира, звуками-впечатлениями социального мира, предмузыкальные опыты способствуют общему сенсорному развитию ребёнка.
Музыкальная (звучащая) среда в группе – важнейшее условие развития звукового сенсорного опыта детей.
Такой уголок (зона, пространство, центр) должен быть привлекателен и доступен для детей. Он инициирует ребёнка к активной звуковой деятельности сначала под руководством воспитателя, а потом самостоятельно.
Для формирования такого звукового сенсорного опыта (далее – ЗСО) в образовательном процессе детского сада предлагаем использовать вариативные образовательные ситуации на основе музыкального экспериментирования.
Они направлены на воспитание интереса детей младшего дошкольного возраста к миру музыкальных и немузыкальных звуков; на обогащение их звукового сенсорного и музыкального опыта; на развитие музыкально-игровых импровизаций и исполнительских способностей.
В процессе музыкального экспериментирования соблюдайте правила:
• эмоциональности ситуаций;
• репродуктивности и звукоподражания;
• доступности;
• манипулирования предметами и их исследования;
• объединения детей в мини-оркестры;
• взаимодействия со взрослыми и детьми.
Образовательные ситуации – это временные и пространственные единицы образовательного процесса, которые возникают спонтанно или организуются педагогом. Они предполагают совместное решение задачи педагогом и детьми в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями ребёнка. Они могут быть организованы в режимные моменты, в совместной деятельности во второй половине дня и на музыкальных занятиях.
Эффективность решения поставленных задач будет зависеть от тесного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя детского сада.
Вариативные образовательные ситуации по музыкальному экспериментированию
для младших дошкольников
Образовательные ситуации в режимный момент :
«Звучат песок и грязь»;
«Сонные звуки и колыбельная»;
«Музыкальная горка»;
«Бодрые звуки»;
«Звонкая водичка»;
«Топаем ножками в сандалиях и сапожках».
ШЕСТЬ МИНИ-СИТУАЦИЙ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ :
«Звучат песок и грязь»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. Когда дети приходят с улицы, отряхивают ноги, предложите им послушать, как скрежещет песочек на ботинках, как скрежещет грязь.
Контекст ситуации для детей. Ребята, как вы думаете, у песка есть звук? А у грязи есть звук? (Ответы детей). А давайте поэкспериментируем. Когда будете снимать сапожки и ботинки, прислушайтесь к звукам, постучите ножкой по кафелю, попрыгайте, пошуршите. Какой звук у песочка? Какой звук у грязи?
Направления развития ситуации. Используйте ЗСО на занятиях познавательного развития, речевого развития, при организации экспериментов с песком.
«Сонные звуки и колыбельная»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям лечь в свою постель, закрыть глаза и представить, как засыпает море, как засыпает лес, как засыпают игрушки. Всё это действие сопровождается релаксационной музыкой. После включите колыбельную.
Контекст ситуации для детей. Ребята, а вы знаете, что в тихий час засыпаете не только вы, но и звуки, которые засыпают вместе с вами. Давайте сейчас посмотрим и послушаем эти звуки. Закрывайте глазки и представьте, как засыпает море, как засыпает лес (воспитатель включает аудиозапись). После включите колыбельную.
Направления развития ситуации. Придумайте колыбельную для Маши, для Миши и других детей (на «ля-ля-ля»).
«Музыкальная горка»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям взять камешки и спустить их с горки. Проделайте то же самое с палочками, песочком, шишками. Сравните звуки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, а вы знали, что наша горка музыкальная? Вы только послушайте. Воспитатель берёт в руки один камешек и скатывает его по горке. Какой был звук? (ответы детей). А если попробовать скатить несколько камешков? Песок? Палочки? Шишки? Давайте попробуем и при этом сравним звуки. Какие они – одинаковые или разные? Какой звук громче, какой тише? Какой быстрый, какой короткий?
Направление развития ситуации. Что на что похоже? Создайте ассоциативный ряд, подберите музыкальный инструмент к звуку.
«Бодрые звуки»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. Предложите детям выполнять зарядку после сна, под бодрящие звуки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, звуки вместе с вами засыпают и просыпаются. Давайте встанем на гимнастическую дорожку и под бодрящие звуки пойдём сначала на пяточках, потом на носочках, а после на внешней стороне стопы.
Направления развития ситуации. 1. Пойте весело, громко, радостно, смешно (на «ля-ля-ля). 2. Пойте все вместе, по одному, в парах. 3. Подберите весёлые и ярко звучащие инструменты для бодрости и настроения.
«Звонкая водичка»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. При мытье рук. Предложите детям поэкспериментировать с водой.
Контекст ситуации для детей. Ребята, а как вы думаете, у водички могут быть разные звуки? Давайте поэкспериментируем. Если включить кран немножко, что водичка делает? (Ответ детей.) Правильно, капает. А на что похож звук? (Ответы детей.) Например, это может быть весенняя капель. А если включить кран сильно, на что будет похож звук. (Ответ детей.) Например, этот звук может быть похож на текущую реку или водопад.
Направление развития ситуации. Используйте ЗСО на занятиях познавательного развития, речевого развития, при организации экспериментов с водой.
«Топаем ножками в сандалиях и сапожках»
ЗАДАЧИ:
развивать слуховое восприятие;
развивать внимание.
Контекст ситуации для педагога. Когда дети одеваются на улицу, предложите им потопать в сандалиях, а потом в сапожках, сравните звуки.
Контекст ситуации для детей. Ребята, как вы думаете, если мы будем топать ножками в разной обуви, звуки будут одинаковые или разные? Давайте сравним. После того как вы оденетесь, на одну ножку оденьте сандалию, на другую – сапожок. Какой звук громче и звонче? Какой тише?
Направления развития ситуации. 1. Предложите потопать только одной ножкой, потом двумя ножками, всем вместе. 2. Предложите потопать на кафеле и на ковре, на асфальте и на земле.