Татьяна Лумпова
Планирование кружковой работы «Волшебный пластилин» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развивать руку ребёнка надо с раннего детства. Проблема развития мелкой моторики рук на занятиях по продуктивным видам деятельности очень актуальна. Это способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук; совершенствует координацию движений, точность выполняемых действий. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами : карандаш, кисть, ножницы, стека; учатся управлять ими. Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные эмоции и закрепить позитивные через лепку. Учитывая важность развития ручных умений, нами был организован кружок художественной направленности: «Волшебный пластилин». Его основная идея: рисование картин пластилином – пластилинография. Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Мы стараемся развивать детское творчество в планомерном и систематическом процессе воспитания и обучения. Стремимся заинтересовать ребёнка, поддержать его. У ребёнка развивается усидчивость, трудолюбие, художественный вкус, воображение, мышление, положительные эмоции. Занятия пластилинографией способствует развитию внимания, памяти. Освоение технических приёмов пластилинографии доступно детям дошкольного возраста. Оно вносит новизну в творчество детей, делает его интересным и увлекательным.
Публикация «Планирование кружковой работы „Волшебный пластилин“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Пластилинография – это новый жанр в изобразительной деятельности.
Основной материал – пластилин. Основным инструментов в пластилинографии являются руки. Поэтому, уровень умения ребёнка зависит от владения собственными руками.
Пластилин – мягкий материал, способный принимать любую форму. Заниматься лепкой можно уже в младшем дошкольном возрасте. Дети с удовольствием и интересом учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простые образы предметов, явлений окружающего мира, посредством пластилинографии;
Учить основным приёмам пластилинографии : надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание;
Учить работать на заданном пространстве;
Учить понимать задачу, слушать речь воспитателя, действовать п образу, затем по словесному указанию;
Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
Развивать внимание, память, речь, мышление, изобразительную деятельность детей. Развивать сюжетно-игровой замысел, интерес к процессу и результату работы;
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сопереживать персонажам сказок, желание помогать им. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Этапы кружковой работы с детьми :
• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
• изучение методических рекомендаций;
• создание условий для проведения кружковой работы;
• подведение итогов.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному.
2. Доступность.
3. Системность знаний.
4. Воспитывающая и развивающая направленность.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективное планирование нерегламентированной деятельности
средняя группа
Месяц Тема занятия Задачи
сентябрь 1 «Воздушные шары» 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость.
3. Развивать мелкую моторику рук.
2-3 «Бусы» 1. Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
2. Закреплять знания о цвете.
4 «Божья коровка»
1. Учить детей, надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе.
2. Развивать мелкую моторику пальцев.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать.
октябрь 1 «Овощи для засолки» 1. Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
2. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
4. Развивать мелкую моторику.
2 «Созрели яблочки в саду» 1. Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
2. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
3 «Витамины в баночке» 1. Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики ” в баночку”
2. Продолжать обучать детей приему – надавливания.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, умение сочувствовать персонажу.
4 «Мухомор» 1. Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве.
3. Развивать согласованности в работе обеих рук.
4. Воспитывать желание работать самостоятельно.
5 «Чудо-грибочки» 1. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
2. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций, любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
3. Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
ноябрь 1 «Птичка» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
2 «Падают. Падают листья» 1. Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина – отщипывать кусочки жёлтого, красного цвета, прикладывать к фону и прикреплять, прижимать.
2. Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.
3 «Клубочки» 1. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
2. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
3. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.
4 «Вырастала ёлка» 1. Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели, посредством пластилинографии.
2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
3. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
4. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
5. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
декабрь 1 «Пушистая ёлочка» 1. Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения “ хвоинок”.
2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска
3. Развивать согласованности в работе обеих рук.
2 «Лепим Снеговика» 1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
2. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
3 «Лепим Снеговика» (продолжение) 1. Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, располагая шарики-снежинки по всему листу.
2. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
3. Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения.
4 «Украсим ёлочку» 1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
2. Развивать цветовосприятие.
3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
январь 1 «Украсим чашку» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
3. Закрепить знания о цветах.
2 «Пуговицы для платья» 1. Упражнять в лепке пальцами, выравнивание, сплющивание. Развитие умения отражать в лепке простые предметы (силуэты платьев, рубашек). Координировать работу глаз и рук.
3 «Шубка для ёжика» 1. Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине. Обучение скатыванию и примазыванию. Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.
февраль 1 «Покрмим птичек» 1. Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (хлебными крошками) и занимать определенное пространство работы (кормушку);
упражнять в раскатывании пластилина между ладонями; воспитывать бережное отношение к птицам.
2 «Украсим торт» 1. Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
2. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
3. Развивать согласованность в работе обеих рук.
4. Воспитывать аккуратность.
3 «Апельсин» 1. Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение.
2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями.
3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
4. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
4 «Мимоза» 1. Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветков мимозы; закрепить приёмы отщипывания и кругового раскатывания. Развивать умение находить место своей работе на общем фоне.
март 1 «Бусы для мамы» 1. Упражнение в скатывании комочков круговыми движениями пальцев, сплющивании. Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей.
2 «Мышка-норушка и золотое яичко» 1. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
2. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
3. Развивать сюжетно-игровой замысел.
3 «Украсим туфельку» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4 «Глазки для светофорика»
1. Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивая шарик, сдавливая его ладонями.
2. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Материал: Контур светофора, пластилин, дощечки, салфетки.
апрель 1 «Солнышко лучистое» 1. Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (солнцем); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями; развивать эстетическое восприятие.
2 «Верба» 1. Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём отщипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.
3 «Улитка, улитка выпусти рога». 1. Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
4. Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
4 «Домик с заборчиком» 1. Подводить детей в процессе лепки к изображению реальных предметов (столбиков для заборчика);закрепить приём раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, развивать эстетическое восприятие.
5 «Ветка берёзы с серёжками» 1. Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение серёжек и листьев берёзы; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания, сплющивания; воспитывать интерес к природе.
май 1 «Цветик-семицветик» 1. Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
2. Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
3. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
4. Воспитывать любовь к красивому.
5. Закреплять знания об основных цветах спектра.
2 «Ягодка – малинка».
1. Закреплять с детьми приё мы лепки: деление куска на части, учить работать аккуратно, развивать речь, воображение.
3 «Радуга-дуга» 1. Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
2. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
3. Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного.
5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Предполагаемый результат
Построение занятий кружка «Волшебный пластелин» способствует более успешному освоению образовательной программы, к концу года, которого дети:
1. Реализуют познавательную активность.
2. В интересной форме обогащают свой словарь.
3. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
4. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
5. Сенсорное развитие одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
6. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
7. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
8. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Литература
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средний возраст.
2. С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики».
3. Абрамова Л. П. Пальчиковые игры. - М. : Карпуз, 2003.
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средний возраст – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: Творческий центр «Сфера»,2007.
5. И. О. Шницкая «Аппликация из пластилина» Д. :Феникс, 2008