Ольга Акименко
Кружок «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность.
Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Новизна.
Публикация «Кружок „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Разработанная программа дает возможность на соответствующих возрастных этапах способствовать развитию личности ребенка, развивать основы творчества и художественного вкуса посредством нетрадиционной техники изобразительной деятельности – экопластика, принципом которой является создание художественных образов из пластилина и природного материала.
Актуальность.
Актуальность программы «Волшебный пластилин» заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности.
Экопластика- вид детского художественного творчества, в котором художественные образы, композиции создаются из природных материалов. Слово «экопластика» состоит из двух производных слов «экология» (наука о доме, как о среде обитания) и «пластика» (динамичная форма).
Само понятие «экопластика» включает в себя такую многогранную составляющую, как экологичность, натуральность и естественность, необходимость бережного отношения к природе. Она дает возможность детям дошкольного возраста максимально реализовать игровые интнресы и желания.
В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность ребенка отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформирования их.
Педагогическая целесообразность
Программа кружка «Волшебный пластилин» - это практический курс обучения приемам лепки и формирования технических умений и навыков работы с разнообразным природным материалом.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно взаимодействуют на развитие ребенка.
Лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам природы. Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка.
С помощью различных приемов (сглаживания, вдавливания, прищипывания и т. д.) у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, что является одним из показателей активности и интеллектуального роста.
Программа помогает привить и развить у детей аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
В ходе проведения занятий по данной программе активизируется мышление, речь, память, логическое и пространственное воображение, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Для результативного проведения занятий педагог должен обеспечить эмоциональный настрой, психологическую защищенность ребенка, побуждать к творческой деятельности.
Художественное творчество – это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать свой выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал.
Цель программы: Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина и природного материала.
Задачи:
1. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, внимание, память, логическое и пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
4. Учить детей создавать сюжетные композиции и отдельные образы.
5. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
6. Содействовать развитию интереса к художественному творчеству.
7. Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера.
8. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строитсяна основе двух производных слов «Экология» и «Пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле).
Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются её исходные признаки и свойства.
Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, сто предлагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья, с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика предоставляет детям старшего дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания.
Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий, композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином - выходит гусеница, а потом с ними играют как с настоящими игрушками. Дошколята по-старше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштанов, крылаток клена и ясеня. Да и взрослые вместе с детьми снова окунаются в свои детские впечатления.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.
Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).
Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.