Каримова Роза
Социально-бытовая адаптация детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-бытовая адаптация детей
с расстройствами аутистического спектра.
В статье рассказывается о необходимости организации специальных занятий по социально-бытовой адаптации для детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены цель, задачи и особенности методов данной работы, а также приведена структура построения программы по социально-бытовой адаптации в виде трех основных блоков.
Социально-бытовая адаптация – одна из ключевых задач в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. От успешного решения этой задачи зачастую зависит качество жизни и ребенка, и его близких.
В случаях обычно развивающихся детей, даже при наличии поведен- ческих трудностей или снижения интеллектуального развития, области социально-бытовой адаптации не уделяется много внимания, это явля- ется второстепенной задачей общеобразовательного процесса и зачастую лежит на плечах родителей. Такие дети не всегда овладевают всем соответствующим возрасту спектром социально-бытовых действий, но имеют возможность освоить их в дальнейшей жизни самостоятельно и не испытывая значительных затруднений или дискомфорта. Больше внимания уделяется социально-бытовой адаптации в специальных образовательных учреждениях, например, в коррекционных школах VIII вида. Для таких школ разработаны программы по социально-бытовой ориентировке, проводятся регулярные теоретические и практические занятия. Дети с РАС, обучающиеся в таких школах, не всегда могут посещать или полноценно участвовать в таких занятиях в силу специфических особенностей, обусловленных расстройством. И их родители испытывают значительные трудности в обучении детей или в переносе навыков, которыми дети овладели в учебной ситуации, в жизнь. Следует отметить, что ряд ключевых особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сфер детей с РАС создает значительные препятствия к социально-бытовой адаптации. Сюда можно отнести проблемы в планировании деятельности, затруднения при просьбе о помощи и дальнейшем ее принятии и использовании, влияние гиперестезий на способность использовать бытовую технику, трудности в освоении новых видов деятельности и навыков, трудность преодоления внештатных ситуаций, которыми богата социально-бытовая деятельность, и трудности в имитации, которые сводят практически к нулю общепринятый способ освоения бытовых действий. И, к сожалению, это только верхушка айсберга, выходящая на поверхность при беглом взгляде на проблему адаптации детей с РАС.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы подтверждаем вывод о необходимости специально организованных занятий для детей с РАС по социально-бытовой адаптации. Их специфика должна учитывать все особенности данной группы расстройств и опираться на сильные или сохранные стороны развития детей, а также активно привлекать к учебному процессу их семьи как первые (а зачастую и единственные) социальные группы. Возрастные ограничения в случае с РАС не будут иметь значимого влияния на составление программы, так как в данном случае большее значение имеет базовый уровень социальной адаптации.
Исходя из этого целью работы является: социально-бытовая адаптация детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
1. Освоение социально-бытовых действий.
2. Развитие функции планирования и самоконтроля.
3. Расширение репертуара социального взаимодействия.
4. Актуализация знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, и применение их для решения технических и технологических задач.
5. Формирование базовых представлений о социальных институтах и способах взаимодействия с ними.
Для решения поставленных задач рекомендуется использовать следующие методы:
1. Наглядные: опорные схемы, сюжетные картинки, альбомы и рабочие тетради, фотографии, мультимедиа, модулинг.
2. Словесные: вопросы, указания, разъяснения, комментарии.
3. Игровые: сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, настольно-печатные игры.
4. Практические: упражнения, практические работы.
5. Социальные истории.
6. PECS.
Успех работы в любой из областей социальной адаптации зависит от правильной организации окружающей среды и наличия возможности взаимодействия с другими индивидами. Даже при сниженной коммуникативной мотивации и трудностях имитации, дети с РАС лучше включаются в овладение бытовыми навыками в коллективе сверстников. Учитывая поведенческие и эмоционально-волевые особенности таких детей, нами предложена работа в малочисленной группе (8 чел) с периодическим распределением на команды по 2–4 чел. Данная форма позволяет, не давая большой коммуникативной нагрузки, сформировать и закрепить необходимые навыки, используя индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Большая роль в освоении необходимых знаний и навыков принадлежит ведущим специалистам, которых, исходя из специфики контингента и учебного материала, должно быть двое.
Их профессиональной подготовке мы хотели бы уделить особое внимание:
1. Педагог-психолог, имеющий знания в области клинической психологии, понимание специфики РАС, опыт работы с данной категорией детей и представление об особенностях функционирования семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
2. Учитель-дефектолог, имеющий представления о специфике РАС, опыт работы с данной категорией детей, владеющий методами поведенческой коррекции.
Социально-бытовая адаптация детей с РАС находится на границе компетенции двух специалистов: педагога-психолога и учителя-дефектолога. Работа в этом направлении должна сочетать в себе как решение сугубо образовательных задач и формирование практических навыков на их основе, так и развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Слаженное взаимодействие обоих специалистов, на- правленное на решение общих задач, будет являться важным условием успешной работы группы.
Одним из аспектов взаимодействия специалистов с детьми на занятиях является оказание помощи при возникающих затруднениях. Обращение за помощью, принятие ее и эффективное использование – одна из проблемных областей детей РАС. Именно поэтому нами уделяется особое внимание данному разделу работы. В начале важно обучить детей обращаться за помощью по мере необходимости, это обращение может быть вербальным, жестовым или посредством PECS. В отличие от других категорий обучающихся социально-бытовой ориентировке, детей с РАС следует поощрять при обращении за помощью, особенно если ребенок обращается к сверстнику. Структурировав виды рекомендуемой нами помощи, мы предлагаем следующий перечень:
1. Ориентационная – вид помощи, основанной на вербальной или наглядной ориентации ребенка в особенностях выполнения упражнений. Состоит из дублирования инструкции, наводящих и вспомогательных вопросов, повторного разбора технологической карты, плана действий, наглядной инструкции;
2. Содержательная – вид помощи, основанный на вербальном объяснении способов упражнения или на наглядном показе;
3. Предметно-действенная – вид помощи, основанный на конкретных совместных действиях с ребенком по выполнению заданий. Осуществляется с целью адаптации ребенка к взаимодействию и для завершения начатого действия для достижения продуктивности.
Основа эффективной работы по формированию умений и навыков – правильное определение актуального уровня социально-бытовой адаптации у каждого ребенка. В качестве диагностического инструментария нами предложена Шкала адаптивного поведения Вай- нленд (S. Sparrow, D. Balla & D. Cicchetti Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) в адаптации Л. Р. Сайфутдиновой. Данная методика позволяет определить уровень адаптивного поведения ребенка практически во всех сферах жизни, а также выявить уровень развития крупной и мелкой моторики и особенности патологических (дезадаптивных) проявлений. На основе имеющихся у детей навыков и представлений, а также сильных сторон личности и особенностей мотивационной сферы, будет выстроена программа дальнейшей работы, максимально ориентированная на индивидуальность.
Программа работы по обучению социально-бытовым навыкам
Структура работы представлена тремя основными блоками, содержание которых определяется уровнем овладения социально-бытовыми навыками и сферой их применения:
1. Блок «Я сам для себя» решает задачи по освоению личных бытовых навыков: гигиена и здоровье, основы питания и приготовления простой пищи, пользование, хранение и уход за личными вещами, пользование и уход за личной одеждой, актуализирует академические знания для личного обслуживания, обучает планировать простые виды деятельности и адекватно оценивать достигнутый результат. Косвенно дети обучаются пользоваться планами, технологическими картами, видеомодулингом и, что самое главное в случаях РАС, начинается снижение тревоги и страха перед совершением бытовых действий и сопутствующим оборудованием.
2. Блок «Я в семье». После освоения бытовых действий на личном уровне закономерным шагом будет выход на уровень первой (а в некоторых случаях и единственной) социальной группы ребенка – его семьи. Дети научатся понимать границы как семьи в целом, так и каждого из ее членов (имущественные и пространственные, получат навыки, необходимые для полноценного участия в жизни семьи (торжества, события, советы, общая деятельность). Также получат представления о семейном жилище, домашнем адресе, телефоне, способах обеспечения его безопасности и поддержания порядка.
3. Блок «Я иду в большой мир». Данная область знаний подразумевает один из самых тревожных моментов для семей, воспитывающих детей с РАС: выход ребенка на уровень общества, учреждений общественного пользования, знакомство с общественными институтами и т. д. Дети научатся пользоваться общественным транспортом, получат знания о принципе товарно-денежного обмена и поведения в магазинах, правилах поведения в музеях, кинотеатрах, медицинских учреждениях. Другой немаловажной частью выхода в социум является межличностное общение вне семьи: друзья, соседи, одноклассники, учителя, незнакомые окружающие люди. Дети получат представления о социальных границах, способах взаимодействия с каждой из категорий окружающих.
При переходе от одного блока к другому рекомендуется проводить диагностику с целью определения уровня сформированности навыков и особенностей дальнейшей работы.
Как мы можем увидеть, работа по данной программе подразумевает тесное взаимодействие специалистов с семьей как с первой социальной группой ребенка. Именно в условиях семьи и дома он получает первый опыт социального взаимодействия, формирует рамки и границы общения, приобретает понимание социальной иерархии. Большинство навыков подразумевает их отработку в домашних условиях при участии одного или обоих родителей или других членов семьи. Эти требования не только передают определенную долю ответственности семье ребенка, но и могут представлять для нее ряд трудностей. Так например, родители не всегда находят время для организации занятий и отработку пройденного материала, и если при работе с другими областями знаний это не оказывает существенного влияния на результат, то в данном случае это одно из основных условий его достижения. Также довольно значимым является эмоциональный фон родителей во время выполнения заданий, степень контакта между ними и ребенком, уровень понимания его поведенческих проявлений. Без поддержки близких взрослых ребенок, страдающий расстройством аутистического спектра, не сможет справиться с собственной тревогой перед новыми видами деятельности, незнакомыми ситуациями, возникающими сложностями.
По мере достижения ребенком все большей социальной самостоятельности, изменениям подвергнется и сама система функционирования семьи, так как ребенок не сможет занимать в ней то место, которое отводилось ему прежде. Все это может вызывать у родителей тревогу и они зачастую обесценивают не только возможности ребенка, но и свои собственные силы и ресурсы, что сводит к нулю предпринимаемые специалистами усилия. Для предотвращения подобного развития событий нами была введена дополнительная работа с родителями с целью объединения усилий их и специалистов в социальной адаптации, а также для обучения родителей необходимым навыкам. Данная работа представлена в виде семинаров-тренингов, проводимых одним из ведущих специалистов, где родители имеют возможность обсудить с ним возникающие в процессе выполнения домашних заданий трудности, получить рекомендации, поделиться опытом.
Таким образом, социально-бытовая адаптация – важная часть общего комплекса адаптационной работы, проводимой с детьми с РАС, в которой задействованы не только специалисты, но и семьи, и социальные учреждения. Без специально организованных занятий недостаточной будет не только социально-бытовая деятельность, но и академические знания останутся на уровне абстрактных представлений, не применяемых на практике. Задача образовательных учреждений, оказывающих помощь в обучении и воспитании детей с РАС, обеспечить полноценное развитие социально-бытовой сферы, что существенно повысит качество их дальнейшей жизни.