Приложение МААМ

Непосредственно образовательная деятельность «Сложение» в старшей группе

Райкова Светлана
Непосредственно образовательная деятельность «Сложение» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Сложение»

Цель:

1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Сложение“ в старшей группе» размещена в разделах

3. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.

2) Муляжи пирожка и яблока.

3) Картинка Машеньки, Ванечки, Бабы Яги, Печки, Яблоньки, избушка на курьих ножках.

4) Листы для работы воспитателя к заданию 3.1

5) Карточки для обозначения «Угощения для Бабы Яги» 5.1.

6) Образец выполнения задания 5.2. (а)

7) Образец выполнения задания 5.2. (б)

Раздаточный:

1) Игра «Сломанное дерево» (по одному на каждого ребенка.) Все деревья одинаковые разрезаны по-разному.

2) Лист к заданию 3.1.

3) Карточки – угощения «Соберем в лесу грибы, ягоды, орехи».

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает вокруг себя и рассказывает, что мама попросила Машу присмотреть за Ваней, пока они с папой съездят на ярмарку. Маша оставила Ваню под окошком и убежала играть с подружками.

- Как вы думаете правильно поступила Маша?

- Почему?

- Что должна была делать Маша? (смотреть за братом)

Воспитатель рассказывает, что пока Маша играла с подружками, налетели гуси-лебеди и унесли Ванечку.

Воспитатель говорит: «Скоро родители приедут с ярмарки, а Вани нет, что же делать?

- Как исправить ситуацию?

- Вы, хотите помочь Маше отыскать Ваню?

-Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Сломанное дерево»

Дидактические задачи:

1) Актуализировать представления о целом и частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети по 4 человека (по 6 человек) подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения деревьев (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что был сильный ветер в лесу и сломал деревья на 2 части, и предлагает детям помочь Маше сложить деревья из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одно дерево.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

- На сколько частей было разломано дерево? (на 2 части)

- Покажите одну часть, другую часть.

- Что вы сделали для того, чтобы дерево было целым? (Мы сложили части.)

- Что больше – целое его дерево или любая его часть? (Целое дерево больше любой его части.)

2.2 Игра «Путешествие по сказке».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать представления детей о сложении групп предметов;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

Воспитатель с детьми садится на ковер. И предлагает детям вспомнить:

- Кого по дороге встретила Маша? (печку, яблоньку, речку)

- Чем угостила печка Машу? (пирожком)

- Чем угостила яблонька Машу? (яблоко)

Помните в сказке Маша торопилась и не стала кушать угощение. Мы тоже спешим, поэтому давайте возьмем их с собой. Воспитатель предлагает положить в разные, прозрачные полиэтиленовые пакеты яблоко и пирожок.

- Печка, дала пирожок. (Максим положи в этот пакет пирожок.)

- Яблоня, дала яблоко. (Даша положи в этот пакет яблоко.)

Воспитатель предлагает сложить все в Машину сумку.

Воспитатель складывает все в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешочки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Письмо маме».

Дидактические задачи:

1) Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы и работают над заданием 3.1.

Воспитатель говорит, что Маша хочет написать письмо маме и рассказать, чем ее угостили и как потом все сложили в сумку.

- Чем угостила печка Машеньку? (пирожком)

- Нарисуйте в одном маленьком мешочке пирожок.

Дети желтый карандашом рисуют овал. Раскрашивать не надо. На доске воспитатель дублируют действия детей.

- Чем угостила яблонька Машеньку? (яблоком)

Дети рисуют красный круг во вторим маленьком мешочке.

- Что Маша сделала потом? (Сложила все в одну сумку).

Воспитатель уточняет: части угощения сложили, объединили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

- Запишите между частями знак, показывающий, что предметы сложили в одну сумку.

Детям предоставляется самостоятельность возникает затруднение.

- Смогли ли вы записать этот знак?

_ Как вы думаете, почему вы не смогли записать знак действия сложения? (Потому что не знаем этого знака)

- Значит, что нам нужно сделать? (Узнать знак действия сложения.)

- Как это можно узнать? (Можно посмотреть в учебнике, можно придумать самим, а потом проверить себя по учебнику)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Письмо маме» (продолжение).

Дидактическая задачи:

1) уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

- Как это узнать? (Можно посмотреть в учебнике.)

- Кто знает такой знак?

После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешочками знак + и говорит, что в тетради действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих карточках.

№1 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ

- Что оказалось в сумке у Маши после того, как мы сложили туда части угощения? (пирожок и яблоко)

- Нарисуйте пирожок и яблоко в большом мешке.

Дети рисуют на карточках воспитатель на доске.

№2 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ

Воспитатель обращает внимание детей, а два маленьких мешочка со знаком между ними и на большой мешок.

- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, во втором случае – части положили в одну сумку и тоже получили целое.

– Мы получили два целых.

- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках пирожок и яблоко и в одном большом мешке то же самое пирожок и яблоко.)

- Как это можно проверить? (Повести волшебные ниточки.)

№3 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ

- Какой знак можно поставить между маленькими мешочками и большими? (Знак =.)

Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – на карточках.

№4 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ

- Покажите части угощения.

- Покажите целую часть.

Воспитатель предлагает детям проверить себя – сравнить с образцом на доске.

- Все у нас правильно?

- Молодцы!

Воспитатель делает вывод:

1) Знак + говорит о том, что части (показывает на маленькие мешочки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);

2) Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1. Игра «Угощение для Бабы Яги».

Дидактические задачи:

1) Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель предлагает детям вместе с Машей набрать угощения для Бабы Яги.

- Какие угощения можно собрать для Б. Я в лесу? (грибы, ягоды, орехи)

Для того что бы собрать нужное угощение, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами (условное обозначение грибов, ягод, орехов) и стоящим между ними знаком +. В каждом мешочке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям карточки.

№5

На стульях, стоящих в разных местах группы, размешены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «угощению», на котором находится соответствующий результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки – «угощения» у детей забираются.

5.2. Игра «Помоги Бабе Яге сложить посуду»

Дидактические задачи:

1) Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;

2) Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Дети садятся за столы.

Вот мы и пришли к Бабе Яге. Она вернет нам Ванечку если мы поможем ей сложить посуду.

Воспитатель предлагает рассмотреть карточку (полку) на которой стоит посуда.

- Что у нее на полке? (три тарелки)

- Что стоит на столе? (одна чашка)

- Три тарелки на полке – это целое или часть посуды? (Часть.)

- Одна чашка на столе – это целое или часть посуды? (Часть.)

- Как узнать сколько всего посуды? (Надо части сложить.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

- Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить тарелки и чашку? (Знак +.)

- Как вы будите выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешочке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

- Как проверить, правильно ли вы выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

- Какой знак нужно поставить между маленькими мешочками и большим мешочком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Далее воспитатель говорит, что у Бабы Яги живут два козлика. И как она каждый день кормит этих братьев. Иногда они хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.

- Что хочет получить на обед козлик, стоящий слева? (Арбуз и желтое яблоко.)

- Что хочет получить на обед козлик, стоящий справа? (Дыню и красное яблоко.)

- Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)

Далее дети работают самостоятельно.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Воспитатель задает детям вопрос:

- О чем говорит знак +? (Знак +говорит о том, что части сложили, объединили в целое.)

Воспитатель говорит, что Баба Яга довольна помощью детей и вернет нам Ванечку.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что полезного сделали?

- Какие новые знания дали вам возможность написать маме письмо, собрать нужное угощение для Бабы Яги, помочь сложить посуду и накормить козликов?

Воспитатель помогает сформулировать правильный ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.

Публикации по теме:

«Как правильно вести себя на дорогах». Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Как правильно вести себя на дорогах» Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Безопасность»Цель.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Непосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группеНепосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группе Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», познавательное развитие;художественно-эстетическое развитие;.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот» [ Цель: формировать у детей умение создавать образ животного из овалов и прямоугольников. Задачи: 1. Закрепить знания детей об образе.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в младшей группе «Осеннее дерево»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в младшей группе «Осеннее дерево» Цели. Вызвать интерес к созданию красивого осеннего дерева. Формировать умение выполнять аппликацию из осенних листьев. Задачи. Учить раскладывать.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Зимушка-зима»Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» Программное содержание: Закрепить знания о зиме. Учить составлять небольшие рассказы о зиме. Учить изображать зиму, используя нетрадиционные.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина»Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина» Категория детей: дети с нарушением слуха 2 года обучения Форма непосредственной образовательной деятельности: подгрупповая Тема: «Машина».

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТНепосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие к Деду Морозу» с использованием ИКТ Каждому ребёнку интересно знать где и как живёт наш любимый Дед Мороз. Приглашаем в увлекательное путешествие на Родину Деда Мороза! Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Сложение» в старшей группе
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 19:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность «Сложение» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Райкова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД