Райкова Светлана
Непосредственно образовательная деятельность «Сложение» в старшей группе
Тема: «Сложение»
Цель:
1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Сложение“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
3. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
2) Муляжи пирожка и яблока.
3) Картинка Машеньки, Ванечки, Бабы Яги, Печки, Яблоньки, избушка на курьих ножках.
4) Листы для работы воспитателя к заданию 3.1
5) Карточки для обозначения «Угощения для Бабы Яги» 5.1.
6) Образец выполнения задания 5.2. (а)
7) Образец выполнения задания 5.2. (б)
Раздаточный:
1) Игра «Сломанное дерево» (по одному на каждого ребенка.) Все деревья одинаковые разрезаны по-разному.
2) Лист к заданию 3.1.
3) Карточки – угощения «Соберем в лесу грибы, ягоды, орехи».
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает вокруг себя и рассказывает, что мама попросила Машу присмотреть за Ваней, пока они с папой съездят на ярмарку. Маша оставила Ваню под окошком и убежала играть с подружками.
- Как вы думаете правильно поступила Маша?
- Почему?
- Что должна была делать Маша? (смотреть за братом)
Воспитатель рассказывает, что пока Маша играла с подружками, налетели гуси-лебеди и унесли Ванечку.
Воспитатель говорит: «Скоро родители приедут с ярмарки, а Вани нет, что же делать?
- Как исправить ситуацию?
- Вы, хотите помочь Маше отыскать Ваню?
-Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Сломанное дерево»
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представления о целом и частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети по 4 человека (по 6 человек) подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения деревьев (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что был сильный ветер в лесу и сломал деревья на 2 части, и предлагает детям помочь Маше сложить деревья из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одно дерево.
После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- На сколько частей было разломано дерево? (на 2 части)
- Покажите одну часть, другую часть.
- Что вы сделали для того, чтобы дерево было целым? (Мы сложили части.)
- Что больше – целое его дерево или любая его часть? (Целое дерево больше любой его части.)
2.2 Игра «Путешествие по сказке».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представления детей о сложении групп предметов;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.
Воспитатель с детьми садится на ковер. И предлагает детям вспомнить:
- Кого по дороге встретила Маша? (печку, яблоньку, речку)
- Чем угостила печка Машу? (пирожком)
- Чем угостила яблонька Машу? (яблоко)
Помните в сказке Маша торопилась и не стала кушать угощение. Мы тоже спешим, поэтому давайте возьмем их с собой. Воспитатель предлагает положить в разные, прозрачные полиэтиленовые пакеты яблоко и пирожок.
- Печка, дала пирожок. (Максим положи в этот пакет пирожок.)
- Яблоня, дала яблоко. (Даша положи в этот пакет яблоко.)
Воспитатель предлагает сложить все в Машину сумку.
Воспитатель складывает все в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешочки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Письмо маме».
Дидактические задачи:
1) Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы и работают над заданием 3.1.
Воспитатель говорит, что Маша хочет написать письмо маме и рассказать, чем ее угостили и как потом все сложили в сумку.
- Чем угостила печка Машеньку? (пирожком)
- Нарисуйте в одном маленьком мешочке пирожок.
Дети желтый карандашом рисуют овал. Раскрашивать не надо. На доске воспитатель дублируют действия детей.
- Чем угостила яблонька Машеньку? (яблоком)
Дети рисуют красный круг во вторим маленьком мешочке.
- Что Маша сделала потом? (Сложила все в одну сумку).
Воспитатель уточняет: части угощения сложили, объединили в одно целое.
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.
- Запишите между частями знак, показывающий, что предметы сложили в одну сумку.
Детям предоставляется самостоятельность возникает затруднение.
- Смогли ли вы записать этот знак?
_ Как вы думаете, почему вы не смогли записать знак действия сложения? (Потому что не знаем этого знака)
- Значит, что нам нужно сделать? (Узнать знак действия сложения.)
- Как это можно узнать? (Можно посмотреть в учебнике, можно придумать самим, а потом проверить себя по учебнику)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Письмо маме» (продолжение).
Дидактическая задачи:
1) уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- Как это узнать? (Можно посмотреть в учебнике.)
- Кто знает такой знак?
После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешочками знак + и говорит, что в тетради действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих карточках.
№1 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ
- Что оказалось в сумке у Маши после того, как мы сложили туда части угощения? (пирожок и яблоко)
- Нарисуйте пирожок и яблоко в большом мешке.
Дети рисуют на карточках воспитатель на доске.
№2 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ
Воспитатель обращает внимание детей, а два маленьких мешочка со знаком между ними и на большой мешок.
- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, во втором случае – части положили в одну сумку и тоже получили целое.
– Мы получили два целых.
- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)
- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках пирожок и яблоко и в одном большом мешке то же самое пирожок и яблоко.)
- Как это можно проверить? (Повести волшебные ниточки.)
№3 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ
- Какой знак можно поставить между маленькими мешочками и большими? (Знак =.)
Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – на карточках.
№4 ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ
- Покажите части угощения.
- Покажите целую часть.
Воспитатель предлагает детям проверить себя – сравнить с образцом на доске.
- Все у нас правильно?
- Молодцы!
Воспитатель делает вывод:
1) Знак + говорит о том, что части (показывает на маленькие мешочки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
2) Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1. Игра «Угощение для Бабы Яги».
Дидактические задачи:
1) Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Воспитатель предлагает детям вместе с Машей набрать угощения для Бабы Яги.
- Какие угощения можно собрать для Б. Я в лесу? (грибы, ягоды, орехи)
Для того что бы собрать нужное угощение, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами (условное обозначение грибов, ягод, орехов) и стоящим между ними знаком +. В каждом мешочке должно быть по одной фигуре.
Воспитатель раздает детям карточки.
№5
На стульях, стоящих в разных местах группы, размешены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «угощению», на котором находится соответствующий результат сложения.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки – «угощения» у детей забираются.
5.2. Игра «Помоги Бабе Яге сложить посуду»
Дидактические задачи:
1) Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
2) Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
Дети садятся за столы.
Вот мы и пришли к Бабе Яге. Она вернет нам Ванечку если мы поможем ей сложить посуду.
Воспитатель предлагает рассмотреть карточку (полку) на которой стоит посуда.
- Что у нее на полке? (три тарелки)
- Что стоит на столе? (одна чашка)
- Три тарелки на полке – это целое или часть посуды? (Часть.)
- Одна чашка на столе – это целое или часть посуды? (Часть.)
- Как узнать сколько всего посуды? (Надо части сложить.)
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.
- Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить тарелки и чашку? (Знак +.)
- Как вы будите выполнять сложение?
Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешочке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.
- Как проверить, правильно ли вы выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)
- Какой знак нужно поставить между маленькими мешочками и большим мешочком? (Знак =.)
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.
Далее воспитатель говорит, что у Бабы Яги живут два козлика. И как она каждый день кормит этих братьев. Иногда они хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.
- Что хочет получить на обед козлик, стоящий слева? (Арбуз и желтое яблоко.)
- Что хочет получить на обед козлик, стоящий справа? (Дыню и красное яблоко.)
- Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)
Далее дети работают самостоятельно.
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.
Воспитатель задает детям вопрос:
- О чем говорит знак +? (Знак +говорит о том, что части сложили, объединили в целое.)
Воспитатель говорит, что Баба Яга довольна помощью детей и вернет нам Ванечку.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что полезного сделали?
- Какие новые знания дали вам возможность написать маме письмо, собрать нужное угощение для Бабы Яги, помочь сложить посуду и накормить козликов?
Воспитатель помогает сформулировать правильный ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.