Роза Антонова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи : расширить представления детей о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Поддерживать стремление дошкольников использовать систему обследовательских действий для выявления особенностей и свойств воздуха. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов. Закрепить с детьми элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей, наблюдательность в процессе экспериментирования, умение организовать эксперимент и получить результат, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные задачи: воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей словами: твёрдый, жёсткий, крепкий, течёт, бежит, струится, журчит, расширяются, сжимаются, невидимый, бесцветный, прозрачный.
Материал:
• воздушные шары,
• полиэтиленовые пакеты,
• трубочки,
• стаканчики,
• баночки с плотными крышками,
• мелкие камушки,
• тазики,
• фото с изображением городов,
• карточки-схемы.
Предварительная работа:
• проведение опытов с водой, твердыми телами,
• игра «Мыльные пузыри»,
• загадки о воздухе,
• чтение рассказа «Воздух» Ю. Ефремова,
• беседы.
Ход НОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся. Здравствуйте.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: А на чем, можно отправиться в путешествие? (ответы) Правильно, молодцы.
Воспитатель: Наши друзья Фиксики тоже любят путешествовать и предлагают нам всем воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Вы хотите полететь на воздушном шаре? (ответы детей)
Пройдемте в лабораторию и пригласим наших друзей.
Воспитатель: Ой, посмотрите, записка:
«Дорогие ребята! Мы начали исследования, но с Ноликом случилась беда, и мы отправились на помощь. Мы вас просим закончить исследования. Перед вами стоят трудные задачи, но мы уверены, что вы справитесь. Делая правильные выводы, вы найдете важные подсказки. Но нам в дороге нужен важный помощник. О нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видим и все же –
Без него мы жить не можем (воздух).
Ваши друзья Фиксики.»
Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путешествие нам нужно выполнить все задания, которые приготовили наши друзья Дим Димыч и Нолик. Но сначала мы наденем фартуки, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы с вами подружимся маленькие пальчики
(пальчики сжимаем в замок)
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие пальчики)
Начинай считать опять
(встряхнуть ручками)
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие пальчики)
Мы закончили считать
(встряхнуть ручками).
Воспитатель: Вы готовы к исследованиям? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится вокруг нас? (Ответы детей). Правильно, воздух есть везде : вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство. Хотите в этом убедиться? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда проходите в кабинет №1. Садитесь поудобнее, и приступим к нашим исследованиям.
Кабинет №1 опыт с камнем.
Воспитатель: Ребята перед вами лежит камешек, возьмём его и сожмём в руке. Какой он на ощупь? (Ответы детей (твёрдый, жёсткий, крепкий).
Воспитатель: Значит камень это… (Ответы детей (твёрдое тело).
Воспитатель: Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать? (Ответы детей).
Воспитатель: А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Попробуйте сжать воздух. (Ответы детей).
Воспитатель: Делаем вывод: воздух не твёрдое тело, а газообразное вещество и обозначим карточкой «1».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Прикрепим нашу схему на мольберт. Проходите в кабинет №2.
Кабинет №2 Опыт с водой.
Воспитатель: Возьмём стакан с водой. Посмотрите, попробуйте на вкус. Скажите, какая она? ( Ответы детей: Прозрачная, бесцветная, без вкуса (безвкусная).
Воспитатель: Теперь попробуем перелить воду в емкость.
Воспитатель: Что умеет делать вода?
( Ответы детей: Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую).
Воспитатель: Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…
Дети: Жидкость.
Воспитатель: Назовите другие жидкие вещества. (Ответы детей).
Воспитатель. А можно ли воздух пить, пробовать на вкус и переливать?
Дети: Нет нельзя.
Воспитатель: Делаем вывод: Воздух не жидкость, без вкуса и отмечаем карточкой «2».
Воспитатель: Молодцы! Проходите в кабинет №3.
Кабинет № 3 Опыт с баночками.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? (Ответы детей).
Воспитатель: Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы, значит воздух : невидимый, бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на баночки, а в них что - ни будь есть? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, воздух. А давайте откроем баночки. Понюхайте, чем пахнет?
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином (чесноком, лимоном)
Воспитатель: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по-разному? (Ответы детей).
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Вот почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой. Это воздух присваивает себе чужие запахи. Чистый воздух - без запаха.
Крепим схему на мольберт.
Воспитатель: Молодцы! Проходите в каб. №4.
Кабинет № 4. Опыт с пакетом.
Воспитатель: Воздух невидим. Как же его обнаружить? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .
Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз (складывают).
Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы)
Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что, он похож? (ответы) .
Воспитатель: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы)
Пакет опять стал пустым. Почему? (ответы) .
Воспитатель: Значит, воздух может принимать различную форму. Крепим часть схемы.
Воспитатель: Молодцы! Проходите в кабинет №5.
Кабинет №5. С соломинкой.
Воспитатель: Ребята! А как вы думаете, воздух в нас есть? (ответы) .
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?
Ответы детей. Пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Положите руки на грудную клетку. Сделайте вдох носиком, а выдох ртом. Что происходит с легкими при дыхании? (ответы детей).
Воспитатель: Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.
Находим часть схемы.
Кстати, ребята дыхательная гимнастика развивает наши лёгкие. А ещё для нашего здоровья полезна физкультура.
Давайте мы с вами отдохнем.
Физкультминутка «Ветерок»
Дует ветер с высоты, (Руки вверх, наклоны)
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо (Прыжки на двух ногах)
Клонятся цветы и травы.
Выше! Веселей! Вот так. (Ходьба на месте)
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра, (Садимся за стол)
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.
Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
Но здоровье человека и всего живого в природе зависит не только от того, как мы дышим, но и от того, чем мы дышим.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (Ответы детей) .
Очень важно, чтобы воздух был чистым. Что же приводит к загрязнению воздуха на планете?
(Заводы, транспорт, люди курят…)
Воспитатель: Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы воздух в городе был чистым? (Беречь природу, сажать больше цветов, деревьев).
Правильно. Давайте будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.
Воспитатель: Ребята вот мы и справились с нашими исследованиями. Посмотрите, Фиксики нам что-то оставили, откроем, посмотрим? Мне кажется, что нужно из частей собрать воздушный шар.
Воспитатель: А в этой коробке что находится? (Ответы детей). Собрав слово из букв, мы с точностью скажем, кто является важным помощником в путешествии на воздушном шаре.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданиями. Давайте вспомним, что же мы узнали о воздухе? (Воздух бесцветный, прозрачный, он не имеет запаха, только передает чужие запахи, он нужен для жизни людям, животным и растениям).
Воспитатель: Вы сегодня были внимательными, наблюдательными. Фиксики вам дарят на память мыльные пузыри. А теперь отправимся с вами в путешествие.