Наталья Кнепман
Непосредственно — образовательная деятельность учителя — логопеда в старшей группе. Тема «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Активизировать и расширить словарь детей по теме.
Закрепить понимание обобщающего слова «зимующие птицы».
Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Обобщение представления детей о профессии орнитолог.
Публикация «Непосредственно — образовательная деятельность учителя — логопеда в старшей группе, Тема „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, существительных родительного падежа, множественного числа, притяжательных прилагательных, сложных прилагательных.
Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.
Развитие психических процессов.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь, подкормить зимой.
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Труд».
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми на иллюстрациях птиц, их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина).
Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
Заучивание стихотворения «Трудно птицам зимовать…»
Знакомство с профессией – орнитолог.
Материал: предметные картинки по теме, сюжетная картинка «В зимнем лесу», игра «Пёрышки», игра «Кормушка».
План:
• Введение в тему.
Дети входят в кабинет. Звучит трель разных птиц.
- Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк. Чьи слышны голоса? (голоса птиц, птичьи голоса).
Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц?
- Как воробей подаёт голос? (Воробей чирикает.)
Сорока? (Сорока стрекочет.)
Синица? (Синица тинькает.)
Клест? (Клёст цокает.)
Ворона? (Ворона каркает.)
«Найди птицу».
- Слышны голоса, а птиц нет. Найдите их. А мы посмотрим, какие вы внимательные.
- Каких птиц нашли? (Каждый называет свою птицу и помещает картинку на доску.)
- Как назовем птиц одним словом? Почему их так называют?
• Назови ласково. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Птица – птичка
Птенец — (птенчик)
Перо- … (перышко)
Крыло — … (крылышко)
Хвост — (хвостик)
Клюв — (клювик)
Синица — (синичка)
Воробей — (воробышек)
Ворона — … (воронушка)
Голубь — … (голубок)
• Образование и употребление существительных в родительном падеже. Развитие диалогической речи.
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Ученые - орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?
- У кого красный берет и пестрая грудка?
(У дятла красный берет и пёстрая грудка.)
- У кого грудка ярче, чем заря.
- У кого белые бока?
- У кого жёлтая грудка?
- У кого шапочка на голове?
- У кого клюв загнут крючком?
- У кого глаза лучше видят ночью?
- У кого синяя жилетка?
- У кого 2 пальца впереди и 2 сзади?
- У кого птенцы появляются зимой?
• Социализация. Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.
Загадка о кормушке.
- Чем могут помочь люди птицам зимой?
Чтение детьми наизусть заранее заученного с логопедом стихотворения «Трудно птицам зимовать».
Пальчиковая гимнастика:
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Две синицы, воробей.
Пять клестов и снегирей.
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
- Какие птицы прилетели к нашей кормушке?
На доске кормушка. Назовите птиц, прилетевших к кормушке. Какие птицы лишние? Почему?
- Назовите птиц, прилетевших к кормушке с числами 2 и 5.
- У меня есть и настоящая кормушка и разный корм. Чем покормим птиц? Кто что больше любит? Выбирайте.
Обсуждаем лишние продукты.
- Сытые птицы легче переносят холода.
• Динамическая пауза.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылышки сложим назад.
• У кого упало перо? Чьё перо? Образование и употребление существительных в родительном падеже и притяжательных прилагательных.
- Посмотрите ребята, что я нашла.
- Как вы думаете, что это? (перья птиц)
- Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.
- У кого упало перо? (Это перо упало у воробья.)
- Чьё это перо? (Это воробьиное перо.)
Проверяем, подставляя перо к птице.
Сорочье перо, синичье перо, воронье перо, снегириное перо, голубиное перо.
• Образование сложных прилагательных с опорой на иллюстрации.
Если у птицы красная грудка, то она красногрудая.
Это красногрудый снегирь.
Если у птицы длинный хвост, …
Если у птицы жёлтая грудка, …
Если у птицы острый клюв, …
Если у птицы короткий хвост, …
Если у птицы большие глаза, …
Итог.