Валентина Королева
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительное место на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Вологда - удивительное место на земле"
Цель: Формирование чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познавательное развитие (познание)
Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей.
Расширять знания детей об истории возникновения родного города, его названия.
Речевое развитие (коммуникация)
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительное место на земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивать связную речь через чтение стихотворений и познавательно – исторических сообщений о любимом городе.
Художественно – эстетическое развитиее (музыка, художественное творчество)
Развивать художественные и конструктивные способности детей через художественное творчество.
Музыкально – эстетическое восприятие через исполнительские навыки, слушание музыки, музыкального фольклора, связанного с миром родного края.
«Физическое развитие»:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Учить выполнять движения народной игры «Гончары» согласно текста народной игры
Воспитательные:
Прививать интерес к своему городу, к духовно – нравственному наследию прошлого.
Активизация словаря:: Вологда, волок, Ленивая площадка, Софийский, Воскресенский соборы, колокольня, храм, памятник.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
• Проведение цикла занятий на темы: Прогулки по городу», «Музеи родного города», «Архитектура родного города»;
• экскурсии и целевые прогулки: Экскурсии в историко – архитектурный и художественный музей – заповедник «О чём рассказывают древние стены Кремля», «К памятнику К. Батюшкову», «Ленивая площадка», В Картинную галерею, «Музей кружева» (с участием родителей);
• чтение познавательной литературы: А Мухин «История Вологды в рассказах детей», Г. К. Лукомской «Вологда в её старине», «По улицам города», А. Сазонов «Такой город в России один»;
• заучивание стихотворений и песен вологодских поэтов С. Н. Берняк, Т. Л. Петуховой, В. Андреева;
• поисково – исследовательская деятельность (дети и родители готовят мини – сочинения об исторических и архитектурных памятниках родного города);
• оформление выставки детского рисунка «Удивительное место на земле»
• разучивание народных игр.
Материал к занятию: презентация о Вологде, оформление выставки на тему «Удивительное место на земле», бумага, краски, гуашь, кисточки, стаканчики, влажные салфетки, зал конструктивных игр.
Реализация ФГОСТ: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познавательное развитие» (познание, «Речевое развитие» (коммуникация)», «Социально – коммуникативное» (социализация, безопасность, «Физическое развитие» (физическая культура, здоровье, «»Художественно - эстетическое развитие» (музыка, «художественное творчество, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Непосредственно – образовательная деятельность:
Приветствие детей.
Доброе утро,
Улыбнись скорее
И сегодня весь день
Будет веселее!
Звучит музыка о планете Земля. На земле немало удивительных мест и некоторые из вас уже путешествовали со своими родителями. Назовите места, где вы побывали… А сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить ещё об одном удивительном месте, родном городе Вологда.
Перед вами политическая карта мира (показ слайда, обратить внимание на место нахождения России на карте мира) (слайд №2)
В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)
Посмотрите на карту (слайд). Это наша Родина – Россия (слайд №3)
Как называют жителей нашей страны? (россияне).
В каком городе мы живём с вами? (в городе Вологда).
Вологодский край расположен в северной части нашей страны (слайд №3).
Поднимите руки те, кого можно назвать вологжанка (вологжанин).
Как вы понимаете пословицу: «Что ни город, то свой характер, своё лицо»? (Дети высказывают предположения. ) Да, все города очень разные. У каждого из них есть отличительный знак - герб. (Дети рассматривают и составляют герб Вологды из составных частей). (Педагог даёт информацию о гербе (слайд №5,6)
Воспитатель. Дети, сколько вам лет? Миша, сколько тебе? А тебе, Аня? (И т. д.) А сколько лет вашим маме и папе? Как вы думаете, есть ли возраст у городов? (Ответы.) Сколько лет нашему городу Вологда
Дети. Нашему городу 867 года
Воспитатель: прошло, как много. Для страны короткий срок. Ну, а город наш чудесный развивается, растёт.
Чтение стихотворения «О Вологде» Н. Шиловой детьми
Из какого бы ни был ты города,
Прилетел к нам с востока иль с юга,
Тебя встретит с улыбкою Вологда,
Словно доброго, давнего друга.
Здесь не очень широкие улицы
Так уютнее и даже теплее,
Если небо нежданно нахмурится
Свет улыбок прохожих согреет.
Скверы, парки листвою волнуются,
Распахнулись приветливо рамы
И своим отраженьем любуются
В водном зеркале древние храмы!
Сегодня мы будем путешествовать не по всему городу, а только по его самой древней исторической части города Кремлёвской площади (слайд №8)
Кто из вас помнит что означает слово «Вологда»? (своё название город получил по имени реки: чистая и светлая, с белой прозрачной водой).
Звучит аудиозапись песни о Вологде в исполнении Маши и Наташи. (показ видеоряда фото Вологды») Давайте посмотрим на красоту нашего города и подарим ёй добрые слова. Игра «Доброе слово родному городу» Какой замечательный у нас город. Столько всего в нём интересного и увлекательного! Можно целый день гулять по городу и любоваться им!
А ещё считают, что название происходит от слова «волок». Волок – это путь от реки до реки. Какой замечательный у нас город.
Воспитатель комментирует ответы детей: Конечно, дети, встречались на этом пути и деревни и дремучие леса. В вологодской губернии каждый лес называли волоком. Послушайте, как об этом пишет наш вологодский поэт А Яшин.
Ты пройдёшь волок,
Ещё волок да
Ещё волок –
Будет город Вологда.
/Я. Яшин. /
Музыкальный руководитель. Но главная ценность любого города – люди. Недаром говорится: «Каждый городок земли своими славится людьми». Вологодчина – родина многих талантливых людей: художников, писателей, поэтов, композиторов, актеров. Своим творчеством они прославили наш родной край.
Наш земляк – композитор Владимир Андреев и поэтесса Н. Тихомирова написали замечательную детскую песенку про Вологду (исполнение песни детьми)
Дети давайте поговорим немного о характере музыки. Какая она? О чём рассказывает нам эта песня? (город - любимый, древний, здесь я родился и живу, всегда хочется домой.).
Воспитатель обращает внимание на слайд. Своё путешествие мы начинаем с места основания города. Как оно называется? (Ленивая площадка) (Слайд 10).
Дети комментируют действия воспитателя. Именно сюда приплыл старец Герасим, долго он плыл в своей лодке - ладье по спокойной светлой реке, наконец причалил к берегу, вышел, огляделся. Наши дети сейчас расскажут об этом.
И в этот миг из – за тяжёлых туч,
Что над горою стаями клубились,
Проглянул любопытный тонкий луч,
И сразу всё вокруг преобразилось.
Полны покоя реки и леса.
И тишина, лишь редко крикнет птица.
Сразила старца Севера краса.
«Вот здесь, - решил, - я должен поселиться»
Воспитатель комментирует ответы детей: понравилось ему это место. Смотрит, а на берегу стоит несколько срубленных из брёвен домов и церквушка.
Вопросы к детям: почему эта площадка называется «Ленивой»? (Ленивка – это возвышенность при болоте. Раньше сюда приезжали купцы продавали пушнину и рыбу. Это было самое высокое место, вокруг площадки были непроходимые леса и болота).
Воспитатель: Сейчас на площадке поставлен памятник. Как он называется? (Памятник 800 летия Вологды). И от сюда пошла Вологда (слайд 11).
Чтение стихотворения детьми:
А город рос и набирался сил.
Дома, постройки, храмы возводились.
Он о себе России заявил.
Здесь имениты гости появились.
Воспитатель поясняет: в начале наш город был деревянным, но в 16 веке царь Иоанн Грозный повелел рвы копать и места чистить, где быть градским стенам каменного Кремля. Давайте прогуляемся живописным сквером по берегу реки и выйдем на Кремлёвскую площадь.
Вопросы к детям: Почему она так называется? (На Кремлёвской площади есть Вологодский кремль.) В каком городе есть площадь с таким названием? (В Москве). Может ли быть Кремлёвская площадь в других городах? (Да если есть Кремль).
Вопросы к детям: Что сегодня входит в Вологодский Кремль? (Колокольня с курантами, картинная галерея, Воскресенский собор, краеведческий музей, стены и башни Кремля, Музей кружева, памятник К. Батюшкову) Как называется собор расположенный рядом с Кремлём? (Софийский собор) (с14 по 23).
Раньше и в настоящее время на Кремлёвской площади часто проходили ярмарки, гулянья, которые сопровождались народными играми.
Народная игра «У дядюшки Трифона»(слайд №24)
Познавательно – исторические сообщения по выбору детей:
Софийский собор был самым высоким зданием Вологды, его высота 60 метров (слайд 14).
Позднее колокольня Софийского собора была перестроена. Её купол покрыт золотом, ушло более 1кг. На колокольню и сегодня можно подниматься, всего 294 ступеньки, и вы окажетесь на высоте птичьего полёта, на смотровой площадке.
Побывав на колокольне, вы не только сможете полюбоваться панорамой города, набережными реки, но и послушать колокольный звон.
Дети читают стихотворение о колоколах:
В обычный день они молчат,
курантов бой тихонько отражая.
Но в дни великих праздников звучат,
народ на площадь к храму собирая.
Имеет каждый колокол свой звук:
Один басит, чуть тише, дескать, вторит:
И этот звон – творенье чудо – рук,
Звучит, поёт в едином, дружном хоре.
Воспитатель обобщает ответы детей: на колокольне сохранились древние колокола, все они вылиты в разное время, имеют своё название: «Праздничный», «Архангельский», «Большой Лебедь», «Малый лебедь», «Водовоз» (слайд 15).
А сейчас я предлагаю вам пройти в художественную мастерскую и закончить рисовать свою картину об удивительном месте нашего города, Кремлёвской площади используя разный материал (дети дорисовывают свои картины) (слайды 26,27.)
Замечательные у вас получились рисунки ими мы украсим нашу группу.
Воспитатель читает стихотворение: «Вологда, Вологда нет милее города» (стихотворение Т. Л. Петуховой.
Вологда. Вологда!
Нет милее города!
Здесь родимая земля,
Благодатный свет Кремля.
В игровом центре мы с вами начали создавать свой город. Сейчас мы пройдём в зал конструктивных игр, Вам требуется дополнить его постройками и оживить.
Воспитатель: какой красивый и необычный у нас с вами получился город: здесь можно увидеть и современную Вологду и часть исторического города. Какое чувство у вас возникло после нашего занятия? (ответы детей). Я думаю, что вы будете достойными жителями нашего города, будете его любить и сохранять культурное наследие нашего народа.
Итог занятия. На следующем занятии мы будем говорить об архитектуре нашего города, обратите внимание на дома старинные и современные во время путешествия со своими родителями по улицам нашего города.