Татьяна Старобор
Рассматривание картины Ф. П. Усыпенко «Ночной бой». Непосредственно-образовательная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Предварительная беседа.
- Ребята, какой праздник наша страна будет отмечать в мае? (День Победы, 9 мая)
Воспит. Ребята закройте глаза и послушайте, что вы слышите? (тишину, пение птиц, шум воды)
- Ребята, это мирная тишина, мирный шум.
- А теперь закройте ещё раз глаза и послушайте, что вы слышите? (бой орудий, гул самолётов, взрывы снарядов)
- Когда мы можем это услышать? (Во время войны)
- Мы родились и выросли с вами в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек…
- Много лет назад ваши прадедушки и прабабушки были ещё молодыми, учились в школе, работали, растили хлеб, на нашу страну напали фашисты. Гитлер – главный фашист, решил захватить нашу страну, и взять наших людей в рабство. Летом. 22 июня 1941 года люди узнали, что началась война. Война коснулась каждого советского человека, защищать свою Родину пошли не только мужчины, но и женщины и даже дети, они шли в партизанские отряды, работали на заводах.
Воспит. В августе 1942 года фашисты пришли и в наш район, они стремились к грозненской нефти, им нужно было топливо для техники.
Более 4-х месяцев наши солдаты держали героическую оборону в районе Терека и на восточном рубеже Моздокской степи. Во время войны наш район назывался не Курский, а Моздокский.
- В начале января 1943 года, советские войска прорвали оборону фашистов
в районе хутора Ага-Батыр, начали стремительное наступление. Враг с боями отходил на запад. Утром 4 января в Курскую вошли советские солдаты и наш район был освобождён от фашистов.
- Ребята, откуда мы знаем о тех трудных, военных днях. (из рассказов ветеранов, из кинофильмов, военных песен, картин)
- Одним из художников, написавшем много картин о войне. был и Усыпенко Федор Павлович.
- Родился он в Запорожской области на Украине. Он учился в киевском художественном институте.
- Фёдор Павлович участник Великой Отечественной войны, он воевал и в нашем районе, закончил военную службу в звании майора, имеет воинские награды.
- Сегодня мы будем рассматривать картину, она называется «Ночной бой» и её написал Фёдор Павлович Усыпенко. Картина воспроизводит один из страшных эпизодов Великой Отечественной войны, бой под Моздоком.
- О чём художник рассказал в своей картине? (что идет бой, сражение)
- А как мы это понимаем? (на картине мы видим солдат, орудия)
- А в какое время суток идёт бой? (бой идёт ночью)
-А почему вы так думаете, что ночью? (потому что темно)
- Ребята посмотрите, вот это передний план картины, а это задний план.
- Что изображено на переднем плане? (солдаты, орудие)
- А что вы видите на заднем плане картины? (орудия, которые стреляют в врагов)
- Ребята, а в какое время года идёт бой на картине? (зимой)
- По каким признакам, мы видим,что это зима? (на земле лежит снег)
- Снег обычно бывает белого цвета. А почему на картине снег изображён не белым, а с фиолетовым, голубым, серым оттенком? (так как снег смешался с порохом, землёй, гарью)
- Какие краски, преобладают на картине? (холодные: синие, чёрные, фиолетовые, серые, голубые).
- Эти цвета, как бы кричат о надвигающейся опасности.
-Что вы чувствуете, глядя на эти картину? (мы чувствуем ужас, страх, переживаем за солдат, которые там воевали)
- А если бы мы смогли попасть на место боя, изображенное на картине, что бы мы услышали, почувствовали? (бой орудий, гул самолётов)
- Что художник хотел сказать нам, изображая бой? (что наши солдаты, смелые, сражались до конца и не отступили назад)
- Какие чувства у вас вызывают картина? (чувство гордости за наших бойцов, им тоже было страшно, но они сражались до конца, они не сдавались)
- Художник хотел показать, что несёт война всему живому – ужас, разрушение.
- Ребята встаньте и подойти ко мне и сделайте круг, давайте с вами отдохнём.
3. Физминутка
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Дети маршируют на месте в такт. Можно поиграть дважды.
4. Рассказывание воспитателя
- А сейчас я опишу картину «Ночной бой» Фёдора Павловича Усыпенко. Ребята, посмотрите на этой картине мы видим ночной бой под Моздоком. Бой идёт зимой, на земле лежит снег, на переднем плане снег с фиолетовым, голубым оттенком, вдалеке, на заднем плане снег серый, черный, он перемешался с гарью, порохом, землёй. На переднем плане солдат присел и смотрит в бинокль вдаль на расположение противника. Три солдата передвигаются по своей позиции наклонившись или пригнувшись к земле, чтобы их не заметил противник. В середине картины и на заднем плане находятся артиллерийские орудия. Солдаты в середине картины заряжают орудие, готовятся к выстрелу. На дальнем плане орудия стреляют в фашистов, с орудия вылетает огонь, ночью огонь видно издалека. На картине преобладают холодные цвета: синие, чёрные, фиолетовые, серые, голубые. Если представить, что мы находимся на поле боя, то можно услышать как стреляют орудия.
5. Теперь описывать картину будет ребёнок.
- Как называется картина?
- О чём будешь говорить в начале?
- О чём потом?
- Как можно закончить?
6. Оценка рассказа
7. Подведение итога
- Ребята, что мы сегодня с вами делали на занятие (рассматривали картину и составляли рассказ по ней)
- Как называется картина, кто ее написал?
- Молодцы, вы хорошо сегодня, занимались, отвечали на вопросы, рассматривали картину.