Ольга Николаева
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа. Чтение сказок, беседа о Пушкине его творчестве, рассматривание иллюстраций, выставки книг А. С. Пушкина, мероприятие «Путешествие по сказкам Пушкина», рисование «Портрета А. С. Пушкина», аппликация «Золотая рыбка», игры по сказкам Пушкина («Рыбалка», «Собери орешки», «Хлоп-шлёп», «Хали-гали»).
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе „Сказки Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Оборудование. Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам, мячи, лепбук «Нечистая сила».
Задачи:
1. Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
2. Формировать умение подбирать слова-антонимы.
3. Учить пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.
4. Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.
5. Подбирать к существительному несколько прилагательных.
6. Дать понятия жанровых различий произведений – рассказы, сказки.
7. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, прививать любовь к литературным произведениям.
Ход.
Педагог: Доброе утро, дорогие ребята! Очень рада видеть вас! Хочу с вами поделиться, мне на днях пришла посылка, которую я принесла с собой. Хотите посмотреть?
Дети отвечают.
Педагог: Хорошо, тогда послушайте отрывок Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила», я думаю, что он многим знаком.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Педагог: Скажите, о каких сказках говорится в стихотворении?
Дети: О сказках Пушкина.
Педагог: Давайте вспомним, что мы знаем о Пушкине?
Дети отвечают.
Педагог: Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно писать, что многое из написанного им понятно и близко детям. В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Почти в каждом городе есть улицы, названные в его честь. Во многих городах есть памятники Пушкину. Около Петербурга есть город Пушкин, в нем учился Александр Сергеевич (Раньше это место называлось Царским селом). В Москве одна из центральных площадей названа именем великого поэта, станции метро тоже носят название в его честь. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.
Педагог: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
Дети: В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.
Педагог: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина?
Дети: Волшебная белка, тридцать три богатыря, волшебный петушок, царевна-лебедь, золотая рыбка …
Педагог: Молодцы! Предлагаю открыть посылку и посмотреть, какие еще чудеса встречаются в сказках и познакомиться с ними поближе.
Педагог вместе с детьми рассматривают лепбук «Нечистая сила».
Педагог: Как много и интересного мы с вами узнали, чуть позже, я оставлю эту посылку в группе, и вы сможете выполнить интересные задания сами, которые есть в лепбуке.
Педагог: Посмотрите, в моём волшебном сундучке рыбка. В какой сказке встречалась рыбка?
Дети: В «Сказке о рыбаке и рыбке».
Педагог: Рыбка предлагает нам поиграть.
Педагог с детьми играют в игру «Подбери слова-признаки к предметам».
Педагог: Ребята, давайте скажем, какая была Рыбка?
Дети: Золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная…
Педагог: А какая была старуха в этой сказке?
Дети: Старуха была злая, грубая, сварливая, жадная, алчная…
Педагог: Вы помните, где жил старуха со стариком?
Дети: В Землянке.
Педагог: Какая же была землянка?
Дети: Ветхая, старая, дряхлая, дырявая…
Педагог: Ну что ж, вы ребятки, молодцы. Сейчас мы поиграем с моими волшебными мячами в игру, где вам все слова надо будет говорить наоборот. Готовы? Итак, я буду говорить слово, например, белый, а вы скажете наоборот какое слово?
Дети: чёрный.
Педагог продолжает с детьми в игру.
Прекрасный – ужасный;
Жадный – щедрый;
Сварливый – приветливый;
Ветхий – новый;
Грубый – нежный;
Умный – глупый;
Широкий – узкий;
Белый – черный.
Педагог: Ребята, и здесь вы справились с заданием. Умнички! Давайте мы с вами вспомним сказки и ваши знания, я буду читать вам предложения, а вы должны будете его закончить, объяснив, почему происходило то или иное событие в сказках Пушкина.
Дети с педагогом играют в игру «Потому что ….»
- Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что … (он спас лебедь от погибели);
- Гвидон превратился в комара, потому что … (ему захотелось попасть в дом отца Салтана);
- Все удивлялись чудесной белке, потому что … (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды);
- Князь Гвидон превратился в муху, потому что … (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят);
- Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона, навестить отца Салтана).
Педагог: Что-то мы с вами засиделись, предлагаю разминку, вставайте возле стульчиков и повторяйте движения за мной.
Мы по морю проплывали – (выполняют движения руками поочередно)
Птицу-лебедь увидали. (приставлять к лбу ладонь поочередно)
А как вышли мы на берег, (шагают на месте)
Там увидели мы терем, (приставлять к лбу ладонь поочередно)
Черномора, повариху, (приставить руку к лбу, затем изобразить повара)
Белку, бабу-Бабариху… (руки согнуть перед собой, затем руки в боки)
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Любим сказки мы читать! (показать ладонями сердечко)
Педагог: Ну что ж дорогие ребятки, а сможете ли вы вспомнить и рассказать эпизод сказки самостоятельно, подсказкой для вас послужат вот эти иллюстрации. Ребята, а что такое эпизод? Что такое иллюстрация?
Дети отвечают на вопросы педагога.
Затем дети пересказывают отрывки из произведений Пушкина по иллюстрациям. На доске вывешиваются иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.
Педагог: Ну вот и подошла к концу наша встреча. Давайте выясним с вами. Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Арины? Чему учат нас сказки Пушкина?
Дети отвечают.
Педагог. Напоследок мне хочется завершить встречу строками поэта Игоря Северянина.
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине : поэте,
Действительном, в любые времена!