Ирина Рыжова
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП «Путешествие в город разноцветных чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель: формирование элементарных математических представлений детей посредством палочек Кюизенера.
2. Задачи.
Образовательные:
1. Учить понимать отношения между числами натурального ряда, увеличивать и уменьшать каждое число на 1. ( Область: Познание).
2. Закрепить порядковый счёт, знания о последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду, умение сравнивать палочки по длине, понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число. ( Область: Познание).
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП „Путешествие в город разноцветных чисел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Продолжать учить производить арифметические действия с цифрами решать примеры на сложение, решать математические загадки. ( Область: Познание.)
4. Закрепить числовые представления о составе числа шесть из двух меньших. ( Область: Познание.)
5. Продолжать знакомить детей, c помощью цветных палочек, с арифметическим действием умножения чисел. ( Область: Познание)
6. Дать знания детей о порядке следования дней недели. Учить использовать различные способы обозначения временных отношений (дней недели). ( Область: Познание)
7. Упражнять в написании цифр. ( Область: Познание)
Развивающие:
1. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них. ( Область: Речевое развитие.)
2. Развивать познавательный интерес детей, аналитическую деятельность, логическое мышление, творческое воображение. ( Область: Социально-коммуникативное развитие)
3. Продолжать учить понимать своё эмоциональное состояние, подбирать пиктограмму своего настроения. ( Область: Социально-коммуникативное развитие)
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путём; помогать сверстнику в случае необходимости. ( Область: Социально - коммуникативное развитие)
2. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать свои успехи. ( Область: Социально-коммуникативное развитие)
Предварительная работа:
Игры с палочками Кюизенера в свободной деятельности :
- «Улица разноцветных палочек», «Расколдуй сказку», «Цифры», «Буквы», «Продолжи узор», «Выложи из палочек».
-Беседа о родном городе, экскурсия к реке.
-Чтение детям стихотворения Е. Н. Лебеденко «Веселая неделька».
Материал:
Демонстрационный:
«Река времени» - лист ватмана с нарисованной рекой.
Раздаточный:
полоски бумаги «Река времени», фломастеры, палочки Кюизенера, набор цифр, плоскостные кораблики с задачами на обратной стороне, плоскостные гаражи для кораблей с примером на сложение, пиктограммы.
Ход НОД. (Организация детей стоя полукругом).
1. Ребята как называется замечательный город, в котором мы живём? Вы знаете название своей улицы?
А хотите сегодня попутешествовать и побывать в другом, волшебном городе разноцветных чисел?
На чём можно путешествовать? (Д; на самолёте, на поезде.)
А мы поплывём на этих корабликах. Выбирайте себе любой. Обратите внимание у каждого кораблика свой номер.
Саша, назови номер своего? Лера, у твоего кораблика какой номер? ( В: Правильно)
Приготовились к плаванию? Ну что ж поплыли. А пока плывём, решим загадки – задачки, которые записаны у вас на кораблях. Посмотрим, у кого корабль под номером 1?
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (двое)
2. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (четыре жука)
3. Девять сосисок мама купила,
Киска одну через час утащила.
И посчитать мы вас очень попросим,
Сколько сосисок досталось нам? (восемь)
4. Шесть щенят плюс мама лайка.
Сколько будет, посчитай-ка? (семь)
5. Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Тут один улегся спать,
Поросят осталось… (пять).
6. Семь детей в футбол играли,
Одного домой позвали.
Смотрит он в окно, считает,
Сколько всех друзей играет (шестеро).
7. Восемь кубиков у Саши
И еще один у Паши.
Сколько кубиков всего.
Назови скорей число? (девять).
8. Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается.
Трое в саночках сидят,
Один дожидается (четверо).
Вот мы и приплыли в очень необычный город.
Посмотрите, в этом городе у каждого корабля свой гараж, но чтобы узнать какой нужно решить пример на дверце гаража. Сумма чисел на гараже, будет равна номеру корабля.
(Дети высчитывают сумму чисел, после чего, закрепляют кораблик в кармашке – дверце.)
(Садятся).
- А теперь, дети, представьте, что наша группа это одна из улиц города, нам нужно придумать ей название.
- Как мы её назовём? (дети предлагают варианты).
- У нас с вами будет улица «Весенняя».
- Хотите на нашей улице с помощью цветных палочек - чисел построить новые дома? ( Д: Да).
Данил, как нужно расставить дома по улице, чтобы не заблудиться? (Расставить дома по порядку, рассчитать).
Дети выполняют задание.
-Егор, на каком по счёту месте дом красного цвета? (на 2)
-Карина, коричневый дом, на каком по счёту месте? (на 4)
-Лера, между какими двумя домами находится дом под номером 4? (3и5)
-Ваня, назови номера соседних домов дома под номером 7? (6 и 8)
Илья, назови под каким номером самый длинный дом? (Номер 10)
Саша, на сколько, он длиннее дома под номером 9 (на один)
Как проверить? Д: (Можно приложить палочки и сравнить)
На сколько, дом номер 7, короче дома под номером 6? (на один)
На сколько, дом под номером 5 длиннее дома под номером 4 (на один)
Ребята, как вы думаете, какой таблички не хватает на каждом нашем доме?
(Таблички с номером)
- А что бы было, если бы на домах не было номеров?
( Д: Люди не смогли ходить друг к другу в гости; потеряешься, не сможешь объяснить, где ты живёшь; почтальон не узнает, куда принести письмо, газету, извещение о посылке). Ребята давайте срочно пронумеруем наши дома!
Внимание! Просьба будущих жильцов дома под номером 6 нужно
достроить этажи дома так, чтобы на каждом было по две квартиры.
Достройте этажи в дом из цветных палочек - чисел.
- Скажи Маша, какие номера квартир в твоём доме на первом этаже? (2 и 4;)
- А у тебя Витя на втором этаже, квартиры под каким номером(1и5.)
Алина, назови номера квартир на этажах твоего дома? (2 и 4; 1и 5; 3 и 3; 4 и 2;)
(Дети рассказывают, какими числами заселили дом).
Физкультминутка. Река.
Вьется недалечко (Волнообразные движения руками)
Реченька-река,
(Присесть на пол.)
Маленькая речка – (Изобразить движения волн руками.)
Меньше ручейка,
Ни поплыть, ни нырнуть, (Поболтать поочерёдно ногами.)
Только ножки окунуть –
Чуть-чуть. (Показать пальчиками рук.)
2. Хотите поиграть нашими цветными числами ещё и узнать, что получится, если одно число взять несколько раз? Тогда возьмите из конверта белую палочку, положите перед собой. Сколько раз взяли палочку? ( Д: Один). Какое число получилось? ( Д: Один)
Если взять белую палочку не один раз, а два, один и ещё один,
то, какое число получится? ( Д: Два)
А какой палочкой проверить ответ? ( Д: Красной).
Ксюша, сколько раз ты взяла белую палочку, чтобы получилось число два? (Один и ещё один)
Возьмите один три раза. Сколько получилось? ( Д: Три)
Как проверить ответ? ( Д: Приложить светло-зелёную палочку под номером 3)
Карина, как получилось число три? (Один, один и ещё один)
Сколько раз нужно взять красную полоску, чтобы получилось число 4? ( Д: Два и ещё два). Егор, а как ты думаешь?
Как проверить ответ?
( Д: Приложить палочку под номером 4, коричневую)
А сколько раз нужно взять красную палочку, чтобы получилось 6?
( Д: Три, три и ещё раз три. Можно проверить, приложив зелёную палочку под номером 6)
3. В сказочном городе, в котором мы сейчас, посмотрите, протекает река, только она необычная и называется «Река времени».
- Как вы думаете, что это за река? Что на ней может быть обозначено? ( Д: Время, сутки, неделя).
А вот, по реке плывут лодочки. Подумайте, река времени разделена на части, по какой из них поплывёт каждый из дней недели?
( Д: где 1 лодочка – понедельник, 2- вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье).
- Давайте мы с вами подумаем, как мы можем «нарисовать неделю».
- Как ты думаешь, Никита! (буквами, цифрами).
- А как ещё можем обозначить? ( Д: Счётными палочками, цветными палочками, кружками).
- Ещё можем отметить дни недели с помощью цифр. Положите перед собой синие полоски, это ручейки, которые прислала вам «Река времени», обозначьте дни недели по порядку, начиная с понедельника.
А теперь принесите сюда свои недельки, что у нас получилось? Илюша назови дни недели, которые отметил?
Саша, назови дни недели?
Посмотрите дети, из череды неделек получается река времени, вот так протекает год.
Итог занятия.
- Дети, а как вы думаете, сделали мы что-нибудь интересного, полезного для нашего города?
- Построили из цветных палочек улицу.
-Достроили этажи в доме под номером 6.
-Выложили «Реку времени» из ручейков.
- А кто помнит, как мы отмечали неделю на «Реке времени». А что ещё можно там отметить (Время года, части суток, год). Молодцы, а в следующий раз я научу вас отмечать месяцы на реке времени.
- Скажите, а вам было трудно выполнять задания?
- Понравилось.
Ну, а сейчас, покажите мне какое у вас настроение. (Дети выбирают пиктограмму своего настроения).
Вы меня очень порадовали, что у вас всех улыбающиеся довольные лица!
Предполагаемый результат.
1. Дети знают и выстраивают числовой ряд, по цвету и размеру
палочки определяют число.
2. Умеют устанавливать связь между цветом, числом и размером.
3. На основе палочек, знают и называют состав числа из двух меньших.
4. Понимают отношения между числами натурального ряда, отвечают, на сколько, последующее число больше предыдущего, называют результат умножения одного числа.
5. Решают арифметические примеры и задачки.
6. Хорошо ориентируются в порядке следования дней недели, отмечают дни с помощью цифр.
7. Дают полные ответы на вопросы.
8. Умеют определять своё эмоциональное состояние.
Список литературы:
1. Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад №2.
2. Математика до школы. - Смоленцева А. А., Пустовойт О. В.
Издательство «Детство - пресс», 2000г.
3. Логика и математика для дошкольников. - Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая.
Издательство «Акцидент». Санкт- Петербург 1997г.
4. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Издательство «Детство - Пресс» 2003г.