Светлана Кравченко
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Что мы знаем о воздухе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность на тему
«Что мы знаем о воздухе?»
Цель:
Расширять знания и представления детей об окружающем мире (свойствах воздуха, в том числе посредством экспериментирования.
Развивающие и образовательные задачи :
1. Продолжать знакомить со свойствами воздуха.
2. Формировать представления о природно-климатических особенностях и расширять представления детей о многообразии природных явлений.
3. Активизация и обогащение словаря.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в средней группе „Что мы знаем о воздухе?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Оздоровительные задачи:
Продолжать совершенствовать навыки проведения дыхательной гимнастики у дошкольников.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к объектам
живой природы.
2. Учить детей взаимодействовать при выполнении определенных
заданий.
Методические приемы:
Использованы показ, вопрос, объяснение, экспериментирование.
Оборудование:
мультимедийная установка, демонстрационный материал – презентация и слайд-шоу; раздаточный материал для опытов в расчете на каждого ребенка: воздушный шарик, закрытая баночка с мукой, трубочка, листы бумаги разной плотности.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе за ветром, загадки о природных явлениях, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: - ребята, сегодня мы поговорим с вами о воздухе. Что такое воздух?
- Дети – это то, чем мы дышим. (др. ответы)
Воспитатель – а видим ли мы воздух?
- Дети – нет, воздух невидимый.
Воспитатель – правильно, ребята, воздух мы не видим, но его направление мы можем увидеть, когда дует ветер. Ветер – это направленные потоки воздуха. Потоки воздуха можно увидеть?
- Дети – да, например когда качаются ветви деревьев, на бельевой веревке висит одежда, крутится флюгер (и др. ответы).
Воспитатель – а есть ли запах у воздуха?
- Дети – нет, воздух запаха не имеет, но в некоторых местах, временные запахи существуют, а потом улетучиваются (когда горит костер, в лесу пахнет грибами, и др. ответы)
Воспитатель: воздух может переносить запах предметов.
Воспитатель: Ребята, ваши ответы меня очень порадовали. А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в некоторые места нашей планеты. Мы с вами посмотрим, какой воздух есть на Земле. Ну а раз мы будем говорить о воздухе, то и отправимся в путешествие на чем?
- Дети – на воздушном шаре!
Воспитатель – правильно, ребята. Давайте вместе с вами надуем воздушный шар своим воздухом.
Дети берутся за руки, образуя круг. Глубоко вдыхают носом, поднимаются на носочки, руки вверх и шумно выдыхают воздух через рот (5 раз).
Движение по кругу: еле-еле, еле-еле, дети в шаре том летели, по полям, морям, лесам, навстречу разным чудесам. Дети садятся на места.
Воспитатель – первая наша остановка произойдет в Пустыне. Кто знает, что такое пустыня?
- Дети – это место, где всегда очень жарко, кругом пески, нет растительности, воды и мало животных (др. ответы).
Воспитатель - Да, в пустыне действительно мало растительности, животных, влаги, но много песка. Песчаные наслоения друг на друга называются – барханы. В пустыне тоже бывают ветры, песчаные бури, из- за чего песок не лежит на месте, а перемещаясь, образует разные рельефы. В пустыне очень трудно дышится, песок раскалённый, постоянно хочется пить. К жизни в пустыне приспособились змеи, ящерицы, и самый главный обитатель пустыни – верблюд (его еще называют кораблем пустыни). А кто знает, почему его так называют? (ответы детей). А как вы думаете, какой воздух в пустыне? (жаркий, раскаленный, обжигающий)
Воспитатель – молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие дальше. Сейчас мы побываем на Северном и Южном полюсе. В этих местах всегда холодно, лежат вековые ледяные глыбы, дышится здесь тоже нелегко. Давайте посмотрим картинки царства Снежной Королевы
(воспитатель показывает картинки, на которых изображено царство) Каким является воздух Северного и Южного полюса? (холодным, пронизывающим, тяжелым)
Воспитатель - ну что, холодно? Давайте погреемся?
Выполняются оздоровительные упражнения самомассажа -дети встают, растирают ушки, носики, хлопают себя по плечикам, ножкам, хлопают в ладоши, топают ножками.
Воспитатель – согрелись?
- Дети – да (садятся на места).
Воспитатель – посмотрите теперь на животных, которые чувствуют себя на таком холоде очень комфортно
(воспитатель показывает изображения животных : белые медведи, моржи, пингвины, северные олени и др.).
Воспитатель - не правда ли, величава природа вечной зимы и ее обитатели. А путешествие наше продолжается, и следующая остановка – это легкие нашей планеты – леса. Леса бывают разнообразные. Мы побываем в лесах нашей Родины – России, где есть хвойные, смешанные, и др. виды лесов. Вот где поистине самый чистый, свежий, и полезный воздух. А кто знает, почему в лесу самый чистый воздух?
- Дети – потому, что деревья очищают воздух, как фильтр.
Воспитатель – животных в лесу очень много, так как для них это лучшая среда обитания. Животные могут здесь найти себе и воду, и еду, все необходимое для жизни. Давайте рассмотрим некоторых животных (воспитатель показывает изображения леса, и его обитателей: волков, бурого медведя, белку, лису, кабана, оленя, зайца).
Загадки про животных:
В перевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит, и видит сны. (медведь)
Растут на макушке
Длинные ушки. (заяц)
Воспитатель – ну вот и заканчивается наше путешествие.
(Оздоровительные упражнения на дыхание)
Давайте опять возьмемся за руки, образуя круг, вдохнем чрез носик воздух и выпустим его не вверх, а вниз, как бы выпуская воздух из шара (5 раз). Шар наш сдулся, и мы вернулись в нашу группу.
Понравилось вам наше путешествие?
- Дети – да.
Воспитатель – предлагаю вам, ребята немного поэкспериментировать. Вы будете маленькими исследователями.
(Дети садятся за столы, на которых стоят контейнеры с песком (мукой) и вставленной в них трубочкой).
Опыт № 1: Что в воздушном шарике (пакете?
- Выявить свойства воздуха : невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
- Два воздушных шарика (или полиэтиленовых пакета) - один с водой, другой с воздухом. Алгоритм описания свойств воздуха и воды.
- Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух, (сходства - прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. ; различия- вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух- невидим, невесом и т. д.).
Опыт № 2: Буря в стакане.
Воспитатель – предлагаю вам произвести снежную бурю. Для этого глубоко наберите воздух через нос, и выдуйте его в трубочку. Что получилось, что увидели?
- Дети – (ответы детей).
Воспитатель – вот так происходят песчаные и снежные бури. Вы, ребята выступили в роли ветра. Чем сильнее ветер, тем сильнее буря и наоборот.
Закрепление свойств воздуха : невидим, не имеет запаха, легче воды, бывает холодным, жарким, теплым, чистым…
Воспитатель: Дорогие юные исследователи! Мне бы очень хотелось, чтобы дома вы самостоятельно показали родителям опыты с воздухом и рассказали о его свойствах, с которыми сегодня познакомились. А для этого я дарю вам воздушные шарики!
Список литературы:
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: «занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Стихи и картинки из интернета