Динара Щеглова
НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Понятия «толстый» и «тонкий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине;
• Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
• Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
• Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.
Публикация «НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Понятия „толстый“ и „тонкий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материалы к занятию :
Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических брёвен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат – схема, изображение лавочки.
Раздаточный: деревянные брусочки, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность детей Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь) Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки?
Назовите свои любимые сказки.
В какой сказке в тесноте да не обиде жили много-много лесных жителей?
Помните ли вы сказку «Теремок»? (Слайд.) - Чем закончилась эта сказка? (Ответы детей.) (Слайд.) - А хотите помочь зверушкам построить новый теремок? - Сможете?
Воспитатель: - Давайте с вами выясним, из чего был построен теремок?
Ребята, деревянные дома строят из бревен, которые получаются так: сначала рубят деревья, обрубают у них ветки и сучья, обдирают кору.
Постановка детской цели Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Ответы детей
Актуализация знаний (5-6 мин.) Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний Ребята, посмотрите на изображение деревьев. Звери хотят строить новый теремок возле толстого дерева. С какой стороны находиться толстое дерево, а тонкое? Давайте подойдем к толстому дереву и представим, как мы обхватываем толстое дерево, а теперь подойдем к тонкому дереву и представим, как обхватываем тонкое дерево. Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания Выполнение действий Выполнение упражнений
Затруднение в ситуации (3-4 мин) Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком положить деревянные брусочки одинаковой длины, но разного диаметра.
Воспитатель: - Воспитатель: - Ребята, для начала нам нужно с вами подобрать бревна для строительства нового теремка. Я вас приглашаю за сесть за столы. У вас на столах лежат деревянные брусочки
Для того, чтобы начать строительство нужно подобрать 3 бревна одинаковой толщины. (Дети отсчитывают 3 карандаша.)
Воспитатель: - Одинаковая ли толщина у брёвен? (Если дети выбрали карандаши правильно, то главный строитель - волк – сомневается, одинаковой ли толщины брёвна заготовлены.)
Главный строитель Волк почему то сомневается, одинаковой ли толщины выбрали бревна.
Воспитатель: - Как показать волку, что брёвна действительно одинаковой толщины?
Дети предлагают варианты, но поскольку способа сравнения по толщине они ещё не знают, то у них возникает затруднение.
Воспитатель: - Смогли вы помочь волку? (Нет.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем способа сравнения по толщине.) Анализ возникшей ситуации Работа по показу
Обдумывание и планирование своих действий
Открытие нового знания (способа действия)
(6-8 мин.) Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера Воспитатель: - Что нам надо сделать ребята? (Узнать, как сравнить брёвна по толщине.) - Попробуйте сами догадаться!
Если никто из детей не догадался, как правильно сравнивать предметы по толщине, необходимо задать вопрос:
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)
Воспитатель: - Для того чтобы сравнить предметы по толщине, надо приложить торец одного предмета к торцу другого (показать).
Воспитатель: - Ребята, волк просит нарисовать картинку, на которую он будет смотреть, когда ему будет нужно сравнить предметы по толщине. (Поместить на доску схему.)
- Где находится толстое (тонкое) бревно? (Наверху (внизу).) - Выберите 3 бревна одинаковой толщины.
- Одинаковой ли длины брёвна вы заготовили?
Дети кладут брусочки рядом и выравнивают края и делают вывод, что брёвна имеют одинаковую длину. Формирование успешного преодоления затруднения Планирование
Контроль и корректировка Выполнение задания
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуации для использования новых знаний 5.1. Игра «Толстый – тонкий»
Ребята я предлагаю вам поиграть в игру тонкий-толстый. нам нужно сравнить предметы, тонкие предметы сложить в синюю корзину, а толстые в красную.
5.2 Игра «Лавочки».
Дети садятся за столы, на которых находятся 4 цилиндра. Высота всех цилиндров одинаковая. У цилиндров попарно одинаковая толщина.
Воспитатель: - Звери решили построить возле теремка две лавочки. Посмотрите, вот такие.
- Лавочка для медведя, волка и лисы должна быть на толстых ножках, а ножки другой лавочки должны быть тоньше. - Для кого же надо сделать вторую лавочку? (Для мышки, лягушки, зайчика.) - Как вы думаете, почему ножки одной лавочки должны быть толще, а второй – тоньше? - Как вы будете подбирать ножки для лавочек?
Дети проговаривают способ сравнения по толщине, а затем приступают к выполнению задания.
Ребёнку, который выполнил задание дать два прямоугольника разного размера для завершения строительства лавочек. Практическое выполнение задания Выполнение действий по правилам игры
Самоконтроль
Корректировка
Обдумывание своих действий Соблюдение правил игры
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности Воспитатель: - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Ребята, у вас получилось помочь зверям заготовить брёвна для нового теремка! - А почему получилось? Что вы нового узнали?
(смогли потому, что научились сравнивать предметы по толщине)
- Хотите посмотреть, какой получился теремок у зверей? (На экране показать картинку с новым теремком и лавочками.) Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка) Самооценка Ответы детей