Татьяна Аникина
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [П]-[П’] и буква Пп»
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие на воздушном шаре в Диснейленд".
Старшая группа.
Образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Социализация
Здоровье
Физическая культура
Познание
ЧХЛ
Виды детской деятельности:
Коммуникативная
Познавательная
Игровая
Цель: Постановка артикуляции звуков [П-П’], закрепление умения детей определять место звука в слове, знакомство с образом буквы Пп.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [П]-[П’] и буква Пп“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Познакомить с согласным звуком [П-П’]
Упражнять четко произносить их, дифференцировать на слух и в произношении
Развивающие:
Развивать у детей фонематические представления
Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу
Воспитывать интерес к играм со звуками
Предварительная работа:
Просмотр Диснеевских мультфильмов, проведение артикуляционной гимнастики (приложение1, игры со звуками (приложение2,чтение художественной литературы.
Материал:
Игрушки (герои Диснеевских мультфильмов, набор предметных картинок, зеркала на каждого ребенка, схема с заданиями, карточки с символами звуков, коробка с предметами, конверты с заданиями, "приглашение".
№ Этапы работы. 1. Организационный момент.
Деятельность педагога:
Ребята, сегодня мне пришло приглашение для вас по электронной почте. Посмотрите, какое красивое! Все красочное с героями ваших любимых мультфильмов. Прочитаем?
"Дорогие ребята! Мы приглашаем
вас в путешествие на воздушном шаре
и дарим вам его в подарок! Но, чтоб
добраться до нас вы должны будете
выполнить задания, только тогда вы сможете собрать все 5 билетов и попасть к нам в
Диснейленд! Соглашайтесь - это очень
интересно! Мы вас ждем!" (Ваши любимые
персонажи: МиккиМаус, Король Лев,
Винни – Пух, Чип и Дейл, Бемби и др.)
- Ну, что ребята хотите отправиться
в путешествие?
- Итак, в путь!
Деятельность детей: Сидя на ковре.
2 Основная часть.
Ребята, смотрите здесь книга, давайте посмотрим, что же в ней написано? А здесь два конверта №1 и №2
Откроем конверт №1?
(Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом в форме воздушного шара, где к каждому стульчику привязан гелевый воздушный шарик.
Дети отвечают на вопросы педагога).
Задание №1 (повторение: мягкий и твердый звуки).
(Задание от Микки-Мауса) Дети называют первый звук в слове и определяют, мягкий он или твердый.
Я узнал, что вы научились различать мягкие и твердые звуки. И собрал картинки в названиях которых встречаются звуки [ б-б’], [м-м’], [ н-н’] и отправил вам. Проверьте, какие слова начинаются на мягкие согласные, а какие на твердые. (Показать картинки, предполагаемый набор картинок : бинокль, бант, бык; нож, нитки, ножницы; море, молоко, метель, мясорубка).
Работа со звуковым домиком (Звуковой анализ слова бык).
А теперь посмотрим, что- же в конверте №2. А здесь наш первый билет!
Молодцы ребята справились с заданием, пора нам приземлиться и отдохнуть.
(Дети свободно перемещаются по группе и приходят в «кафе»)
Встречает игрушка Вини – пух (Здравствуйте, ребята, я знал, что вы скоро ко мне прилетите и приготовил вам задание).
Задание №2 (знакомство со звуками п-п’).
Дети рассматривают посуду, сервированную на столе (чашки, тарелки, кастрюля, чайник, сковорода) и отвечают на вопросы: Как можно назвать все эти, предметы одним словом? Какой первый звук слышится в слове посуда (Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки). И еще отгадайте загадку:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок
Кто это? (петушок).
Какой первый звук в слове – отгадке?
Артикуляция звуков.(Дети выполняют задание по образцу воспитателя)
. Воспитатель показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука п
Губки сжались крепко-крепко!Словно сжала губки скрепка. Как же звуку здесь пройти?Ведь преграда на пути!Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду. Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П - глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
- вначале губки сомкнуты, не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и губы сердятся, тихо «пыхтят» потом раскрываются мгновенным выходом воздуха, шлепают друг о дружку. - горлышко «молчит».
Символ звуков.
Самовар кипит: ППППП…
Маленький чайник кипит: пьпьпьпь…
Характеристика звуков.
Звуки [ П-П’] - согласные, потому что при произношении воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов губ и преодолевает их, бывают мягкие и твердые.
Обозначение.
Карточка символ - синий и зеленый (см. приложение).
Молодцы ребята вот получите второй билет!
До свидания! До новых встреч!
А сейчас ребята я предлагаю отдохнуть вон на той красивой полянке.
Пальчиковая гимнастика (Дети повторяют за воспитателем):
Смотрите сколько здесь красивых цветов, божьи коровки, бабочки, пчелки, давайте с ними поиграем? По цветку (Пальчиковаяя игра»Шарик»)
Ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец-это»усы» «божьей коровки»)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку «божьей коровки»правой ладонью).
Маленькая крошка (правой рукой погладить «божью коровку»)-
На спине горошки (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке»»божьей коровки».
Задание №3 (выделение звука на слух среди других звуков; из слогов).
(Дети садятся на ковер (т. е. полянку) и находят там еще 2 конверта с номерами 1 и 2).
Задание в конверте №1: Дидактическое упражнение "Хлопни в ладошки, если услышишь звук [п]"
п,м,т,м,п. ;
па,ма,мы. ;
ап,оп,ум. ;
если услышишь звук [п’]
пь,ть,мь. ;
пя,мя,пи,ти. ;
перо, пила,молоко,пироги,печенье
Физминутка: (Дети выполняют движения согласно тексту физминутки)
«Сказка даст нам отдохнуть»:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Короля Льва слова:
-Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз,два. три. четыре,пять,
Повторите-ка опять:
Раз,два,три,четыре,пять.
Чип и Дейла совет:
-Если будешь прыгать,бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз,два,три,четыре,пять.
Повторите-ка опять:
Раз,два,три,четыре,пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Задание №4 (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). После игры дети находят еще один конверт с билетом №4.
Ребята смотрите здесь на полянке еще что-то лежит, какая красивая коробочка, устраивайтесь поудобнее и мы посмотрим! В коробочке находится материал -различные маленькие предметы, в названии которых слышится один из звуков (например,"П" - и тогда в коробке лежат циплята, палка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н"- начало слова,"с"-середина, "к"- конец).Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "п": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.
Задание №5 (отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках).
Ребята нам пора отправляться в путь у нас уже есть 4 билета, а где же нам взять пятый (Дети проходят и садятся в" воздушный шар", а там появляются еще два конверта с заданиями).
Загадки:
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок (пила).
Наткет, напрядет,
Сядет и добычу ждет (паук).
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу (петух).
Набита пухом,
лежит под ухом (подушка).
Молодцы, а в конверте №2 вы уже наверное догадались - лежит смотрите, что? Конечно-же пятый билет в Диснейленд.
Заключительная часть
Знакомство с образом буквы.
Ой, ребята, смотрите, мы приближаемся!
Дети выходят из "воздушного шара" и попадают в "Диснейленд, где их встречают герои мультфильмов (мягкие игрушки: МиккиМаус, Король Лев, Чип и Дейл, Вини-пух, Бемби и др.).
Воспитатель от имени игрушек: : мы очень рады видеть вас у нас в гостях и хотим подарить вам в подарок вот такую букву, которую вы заберете с собой когда погостите у нас. А сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру, которая начинается с этой буквы "Прятки", а затем посмотрим ваши любимые мультфильмы. (Дети рассматривают букву. Разбирают игрушки по желанию и играют в прятки).
Вне занятия дети выкладывают букву в кассе; выкладывают букву из палочек; прорисовывают в воздухе.