Раиса Прохореня
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с использованием техники пластилинографии и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Тема непосредственной образовательной деятельности
«Волшебный подводный мир»
Тема: «Волшебный подводный мир»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)
Направление: художественное творчество
Форма: непосредственно образовательная деятельность
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с использованием техники пластилинографии и ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Познакомить с необычными фактами о морских обитателях. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида морских рыб;
активизировать и обогащать словарный запас детей;
закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая изображение;
учить создавать образ жителей подводного мира в технике пластилинография, и используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание.
ознакомить детей с техникой пластилинографии. Углублять знания детей наносить мазки пластилином;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, творческое воображение.
развивать любознательность, внимание, мыслительные процессы;
Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни обитателей морей.
вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности, доброжелательные отношения между сверстниками;
воспитывать интерес и заботливое отношение к живой природе.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Образовательные технологии, методы: наглядные (показ образцов работ, презентации «Интересные факты о рыбах», иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога); словесные (беседа, объяснение, рассказ); практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Интересные факты о рыбах», аудиозапись «Шум моря», макет подводной лодки, макет море, заготовки из белого картона «рыбки», доски для лепки, пластилин, влажные салфетки, красочные иллюстрации рыбок, образцы готовых рыбок.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии о подводном мире, беседа о внешнем виде и отличительных чертах рыб от других видов животного мира, отгадывание загадок о жителях подводного царства, (лепка) «Разные рыбки», «Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги, заучивание стихов о рыбках, сочинение рассказов «Самая необычная рыбка», дидактические игры «Подводный мир», разрезные картинки «Рыбки».
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? А что будет после весны? Куда чаще всего мы ездим отдыхать летом? А вам когда-нибудь хотелось взглянуть на жизнь морских обитателей? Я предлагаю вам отправиться на прогулку в подводный мир. Кто скажет на чем лучше туда отправиться? Конечно на подводной лодке, а вот и она. Вставайте в круг и повторяйте за мной волшебные слова:
Мы тихонечко пошли,
В волшебную лодку двери мы нашли,
Руки дружно вверх подняли
И на море мы попали!
(звучит музыкальное сопровождение «Шум моря»)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы и правда, оказались на дне морском. Вот мы и под водой. В подводном царстве живет много самых разных рыб. Давайте посмотрим в иллюминаторы и узнаем о них все самое интересное. Вы готовы? Тогда начнем!
Воспитатель: Купаясь в реке или море, редко кто задумывается о том, сколько разнообразных рыб скрывается под поверхностью воды. Порой среди рыб, особенно глубоководных, попадаются поистине удивительные существа.
Сейчас вы это сами увидите. Присаживайтесь на свои посадочные места в подводной лодке и не шумите, а то можете спугнуть всех рыбок.
Показ презентации на тему «Интересные факты о рыбах». (Дети вместе с воспитателем просматривают презентацию и обсуждают увиденное) (приложение 1.)
Воспитатель: Ну что убедились на сколько разнообразен подводный мир? А вы знаете, чем любят заниматься рыбки в море? Правильно плавать и резвиться. Давайте и мы поиграем как рыбки! Встаньте все в круг и повторяйте за мной движения.
Физминутка "Рыбка"
Рыбки весело резвятся, (шевелят «плавниками»)
В чистой тепленькой воде,
Рыбки прыгают, играют (прыжки на месте)
Рыбки хвостиком виляют (показывают «хвостики»)
То сожмутся, разожмутся (сжаться, выпрямиться – руки вверх)
То зароются в песке (приседание, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько необычных рыбок приплыли к нашей подводной лодке! Но что-то с ними не так…
Как вы думаете, что с ними могло приключиться? Я предлагаю вам помочь рыбкам. Что нужно сделать? Правильно, раскрасить. А чем можно их раскрасить? Но раскрашивать мы будем не красками и не карандашами, а пластилином. Выбирайте понравившуюся вам рыбку и подходите к столам.
Воспитатель: Какие вы помните приемы лепки?
- Скатывание;
- Раскатывание;
- Вдавливание;
- Прищипывание;
- Оттягивание;
- Отщипывание
- Размазывание
- Сплющивание
Воспитатель: А теперь давайте быстренько вспомним правила работы с пластилином :
- Перед работой пластилин нужно разогреть, размяв его руками;
- Лепить надо на дощечке;
- При использовании стеки не машем руками;
- После работы дощечку нужно очистить от остатков пластилина;
- Руки после лепки необходимо вытереть салфеткой А затем вымыть с водой и мылом.
Воспитатель: Ребята, чтобы рыбки у нас получились волшебные, нам нужно настроить наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Практическая часть.
1. Для начала мы должны протереть руки влажной салфеткой, это для того чтобы пластилин не прилипал к рукам.
2. Теперь берем пластилин любого понравившегося цвета и отщипываем кусочек.
3. Делим его на два равных и катаем пальчиками шарики
4. Наносить мазок будем от туловища к краям плавничков.
5. Берем пластилин другого цвета и так далее…
6. Если у вас нету нужного цвета, то вы можете поэксперементировать, смешав несколько цветов в один.
У каждого из вас получится особенная рыбка. А пока вы будете работать я включу вам музыку, пусть она вам поможет создать самую необычную рыбку. Создавая свою рыбку, подумайте, как вы ее назовете и чем она сможет помочь вам и вашим друзьям, а на прогулке вы мне расскажите, чем необычна ваша рыбка.
Подведение итогов.
Посмотрите какие красивые рыбки у нас получились.
А вы знаете, что рыбки у вас не простые, они могут исполнить наши желания, и если нашептать рыбке свое желание и затем выпустить ее в море, то оно непременно сбудется.
Давайте загадаем желание и отпустим наших волшебных рыбок в наше море, и когда нам станет грустно, мы опять позовем своих волшебных рыбок и попросим их исполнить наши самые заветные желания.
Ребята, вам понравилась подводная прогулка?
Что нового вы узнали?
А чему научились?
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три подводная лодка вынырни!
Предисловие:
После занятия можно разрешить детям поиграть со своими рыбками, придумать для них игровые ситуации, например, ситуация «Чья-то рыбка попала в беду», эта игра поможет сплотиться ребятам и найти общее решение как спасти рыбку. Чтобы усложнить игру, вы можете придумать определенные испытания для ребят, через которые они должны пройти, чтобы спасти несчастную рыбку, главное дать понять детям, что только дружный коллектив может справиться с любой бедой.
Так же с помощью изготовленных рыбок можно развивать память и внимание. Условия игры: дети должны запомнить где чья рыбка, чем она отличается от остальных, ведущий убирает одну из рыбок, а дети должны отгадать, чья и какая рыбка пропала.
Еще можно поиграть в игру «Узнай свою рыбку», ведущий называет отличительные черты одной из рыбок, а ребенок должен узнать свою рыбку.
Очень важно не загонять воображение детей в рамки шаблонов, а дать волю полету их безграничной фантазии, принимать любое их решение и анализировать их действия, это поможет нам лучше узнать их потребности и предпочтения.
Наша с вами задача показать детям, насколько разнообразен и неоднозначен мир вокруг нас, что каждый в нем важен по-своему…
Что может быть прекраснее, улыбки детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с причёскою и без,
Кто с мамиными ушками, кто - копия отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чём,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные, все наши малыши,
Но самые прекрасные! Ведь я права? Скажи?
Амина Бирсен
Список используемой литературы :
1. Г. Н. Давыдова «Пластилинография : анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.
2. «Красота, Радость, Творчество» : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
3. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.
4. Картины из пластилина – М. : Суфлер; Ростов н/ Д: Феникс, 2014. – 61 с.
5. СтоФактов. рф © 2015-2018
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников-Издательство" АСТ ",2002
7. Всероссийское издание «Педпроспект», СМИ ЭЛ № ФС 77 – 627