МААМ-картинки

Опыт работы «Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ»

Аня Лаптева
Опыт работы «Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ»

Роль родного языка в дошкольном учреждении заключается в том, что он необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство приобщения к национальной культуре.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматривается, как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе и речи.

Я работаю на группе компенсирующей направленности, где совместно обучаются дети - инвалиды, дети с нарушениями речи, поведения, с задержкой психического развития, с аутизмом, с ДЦП.

У таких детей речь характеризуется задержками в развитии, бедностью словарного запаса или же может вообще отсутствовать. Речь не выразительна, мало понятна окружающим.

Общеизвестно, что на развитие речи дошкольника влияние оказывают окружающая среда, пространство в котором он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает обрести уверенность в себе. Поэтому первым шагом в моей работе стало - создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды.

Для этой цели в групповом помещении для индивидуальной и подгрупповой работы были созданы зоны «Речевого развития», игровые зоны, зона консультативной работы. Они включили в себя: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, картотеки с речевыми, пальчиковыми играми; с дыхательными и зрительными упражнениями. Также были подобраны дидактические игры и литература для детей различной тематики, оборудование для Су-Джок терапии, пескотерапии, различные виды театров, и многое другое.

Вторым шагом в работе с детьми с ОВЗ стало - использование разнообразных нетрадиционных технологий, направленных на развитие не только высших психических функций ребенка, в том числе и речи, но и на оздоровление всего организма.

Так, в процесс обучения и воспитания детей мною были включены:

1. Сказкотерапия.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить смелость, научить ребенка общению с другими детьми и многое другое. И это будет намного эффективнее поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. В работе с детьми я подбираю терапевтические сказки исходя из потребностей ребенка. Чтобы сказка еще больше увлекла ребенка, я с помощью компьютерных технологий их оживляю. Что мне это дало- дети стали более внимательны, появился интерес к художественному слову через визуализацию. Дети слышат о чем я говорю и одновременно видят, что происходит по сюжету через экран. Таким образом, дети запоминают больше информации, активнее отвечают на вопросы тем самым решаются поставленные задачи и осуществляется развитие речи детей. Также ставим театрализованные постановки по известным детям сказкам.

2. Элементы дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика и овладение родной речью взаимосвязаны. Правильное речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию и произношение звуков. Также правильное дыхание помогает говорящему выдержать интонацию, изменять громкость и скорость речи, поддерживать резонанс голоса. Таким образом, дыхательная гимнастика помогает развивать речь, делая её более выразительной и убедительной. Поэтому в своей работе стараюсь использовать различные самодельные тренажеры.

3. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это увлекательные упражнения, разработанные специально для детей. Они представляют собой игру, в которой роль персонажей играют руки или пальцы. По ходу развлечений мы инсценируем разные сказки, стишки, рассказы, которые порой рождаются на ходу. Уникальность игр в том, что воздействие на речевые навыки происходит двумя способами:

• Движения пальчиками – через моторику и мыслительную активность

• Озвучивание сюжета взрослыми – формирование пассивного словарного запаса и тренировка памяти

Когда ребёнок играет пальчиками и попутно повторяет стишок или короткую историю, он тренирует произношение, чёткость речи, скорость проговаривания слов, а также память и словарный запас, оттачивается согласованность между речью и движениями ребенка.

4. Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Ребенок с плохой артикуляцией отстает в овладении звуками родного языка и если не принять меры, то это приведет к более серьезным проблемам уже и в школьные годы. Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были интересны ребенку, гимнастику сочетаю также с русским народным фольклором, используем чистоговорки в сочетании с наглядным материалом и так далее.  

5. Су-Джок терапия

Су-Джок терапия помогает в развитии мелкой моторики пальцев рук, стимулирует речевые области в коре головного мозга, нормализует мышечный тонус. Су-Джок терапию использую не только для развития общей и мелкой моторики, а использую также в речевых дидактических играх, например, для активизации словаря и совершенствование лексико- граматических категорий. Например, играем в игры такого характера: перед ребенком цепочка из предметных картинок, он называет предмет на первой картинке и надевает колечко на свой мизинец и такие манипуляции проводит с каждым пальчиком. Или же игры с шариками: заранее учим с детьми небольшое стихотворение, скороговорку, потешку. Например,«Вот идет колючий еж. Он на елочку похож» Шарик лежит на столе, я накрываю шарик ладонью и проговариваю первую часть стихотворной строки «Вот идет», а затем прокатываю шарик в сторону ребенка, он его старается остановить своей ладошкой и произносит конец фразы «Колючий еж» и снова прокатывает шарик в мою сторону и тд.

6. Пескотерапия

С её помощью очень хорошо развивается мелкая моторика, развиваются художественные и творческие способности, речь. Например, мы с детьми описываем предметы, сюжеты, которые они создают из песка. При постановке сказок на песке, я рассказываю сказку, а ребенок по ходу текста передвигает фигурки в разных направлениях. Так дети учатся соотносить речь с движением персонажей, постепенно начинают действовать самостоятельно.

Или же играем с детьми в игры для развития звукопроизношения — я рисую предмет на заданный звук, а потом прошу ребенка нарисовать свой предмет на тот же звук и т.  д.

Все перечисленные технологии хорошо себя зарекомендовали в работе с детьми. Но работа по формированию родного языка идет не только с помощью нетрадиционных технологий, а так же во время специально организованных занятий. И так как контингент детей моей группы разнообразен и сложен в плане обучения и воспитания, то в процессе работы я столкнулась с определенной проблемой – неустойчивостью внимания детей во время занятий. Приходилось постоянно стимулировать и мотивировать детей различными способами, что отнимало не малую часть времени. Передо мной встал вопрос «Как удержать внимание ребенка с ОВЗ на протяжении всего занятия?».

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Поэтому свое внимание я обратила на практику использования мультимедийных технологий, которые позволили оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.

Когда я столкнулась с новой проблемой - несоответствие готового мультимедийного материала в просторах интернета с потребностями обучающегося, мне как педагогу, пришлось обучиться навыкам создания собственных интерактивных игр а затем графических новелл с элементами интерактивной игры. В ходе таких занятий дети не только приобретают определенные знания, навыки и умения, но и приобщаются к культурному наследию, историческому прошлому нашей страны. Благодаря этому речь детей обогащается новыми понятиями, становится более внятной, выразительной.

Чтобы не возникла компьютерная зависимость обязательно чередуем компьютер с различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д. И конечно же не стоит забывать о роли семьи в деле развития языка детей. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье, прежде всего путем примера.

Таким образом, я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств на занятиях в сочетании с другими нетрадиционными технологиями, повышается не только результативность воспитательно-образовательного процесса, но и развитие языка детей, любви к родному языку, художественному слову.

Список литературы

1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова. // Дошкольное воспитание. –1995. – № 4.

2. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999

3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 412 с.

4. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.

5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.

6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,

О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.

7. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2. - с. 91-92.

8. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

9. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие / авт. -сост. : В. Г. Закирова, В. К. Власова, Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова. – Казань: Казан. ун-т, 2018. – 109 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 20:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Аня Лаптева (УИ 544150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД