Аня Лаптева
Опыт работы «Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ»
Роль родного языка в дошкольном учреждении заключается в том, что он необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство приобщения к национальной культуре.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматривается, как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные технологии как средство формирования родного языка у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- День родного языка, 21 февраля
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе и речи.
Я работаю на группе компенсирующей направленности, где совместно обучаются дети - инвалиды, дети с нарушениями речи, поведения, с задержкой психического развития, с аутизмом, с ДЦП.
У таких детей речь характеризуется задержками в развитии, бедностью словарного запаса или же может вообще отсутствовать. Речь не выразительна, мало понятна окружающим.
Общеизвестно, что на развитие речи дошкольника влияние оказывают окружающая среда, пространство в котором он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает обрести уверенность в себе. Поэтому первым шагом в моей работе стало - создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды.
Для этой цели в групповом помещении для индивидуальной и подгрупповой работы были созданы зоны «Речевого развития», игровые зоны, зона консультативной работы. Они включили в себя: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, картотеки с речевыми, пальчиковыми играми; с дыхательными и зрительными упражнениями. Также были подобраны дидактические игры и литература для детей различной тематики, оборудование для Су-Джок терапии, пескотерапии, различные виды театров, и многое другое.
Вторым шагом в работе с детьми с ОВЗ стало - использование разнообразных нетрадиционных технологий, направленных на развитие не только высших психических функций ребенка, в том числе и речи, но и на оздоровление всего организма.
Так, в процесс обучения и воспитания детей мною были включены:
1. Сказкотерапия.
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить смелость, научить ребенка общению с другими детьми и многое другое. И это будет намного эффективнее поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. В работе с детьми я подбираю терапевтические сказки исходя из потребностей ребенка. Чтобы сказка еще больше увлекла ребенка, я с помощью компьютерных технологий их оживляю. Что мне это дало- дети стали более внимательны, появился интерес к художественному слову через визуализацию. Дети слышат о чем я говорю и одновременно видят, что происходит по сюжету через экран. Таким образом, дети запоминают больше информации, активнее отвечают на вопросы тем самым решаются поставленные задачи и осуществляется развитие речи детей. Также ставим театрализованные постановки по известным детям сказкам.
2. Элементы дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика и овладение родной речью взаимосвязаны. Правильное речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию и произношение звуков. Также правильное дыхание помогает говорящему выдержать интонацию, изменять громкость и скорость речи, поддерживать резонанс голоса. Таким образом, дыхательная гимнастика помогает развивать речь, делая её более выразительной и убедительной. Поэтому в своей работе стараюсь использовать различные самодельные тренажеры.
3. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это увлекательные упражнения, разработанные специально для детей. Они представляют собой игру, в которой роль персонажей играют руки или пальцы. По ходу развлечений мы инсценируем разные сказки, стишки, рассказы, которые порой рождаются на ходу. Уникальность игр в том, что воздействие на речевые навыки происходит двумя способами:
• Движения пальчиками – через моторику и мыслительную активность
• Озвучивание сюжета взрослыми – формирование пассивного словарного запаса и тренировка памяти
Когда ребёнок играет пальчиками и попутно повторяет стишок или короткую историю, он тренирует произношение, чёткость речи, скорость проговаривания слов, а также память и словарный запас, оттачивается согласованность между речью и движениями ребенка.
4. Артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Ребенок с плохой артикуляцией отстает в овладении звуками родного языка и если не принять меры, то это приведет к более серьезным проблемам уже и в школьные годы. Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были интересны ребенку, гимнастику сочетаю также с русским народным фольклором, используем чистоговорки в сочетании с наглядным материалом и так далее.
5. Су-Джок терапия
Су-Джок терапия помогает в развитии мелкой моторики пальцев рук, стимулирует речевые области в коре головного мозга, нормализует мышечный тонус. Су-Джок терапию использую не только для развития общей и мелкой моторики, а использую также в речевых дидактических играх, например, для активизации словаря и совершенствование лексико- граматических категорий. Например, играем в игры такого характера: перед ребенком цепочка из предметных картинок, он называет предмет на первой картинке и надевает колечко на свой мизинец и такие манипуляции проводит с каждым пальчиком. Или же игры с шариками: заранее учим с детьми небольшое стихотворение, скороговорку, потешку. Например,«Вот идет колючий еж. Он на елочку похож» Шарик лежит на столе, я накрываю шарик ладонью и проговариваю первую часть стихотворной строки «Вот идет», а затем прокатываю шарик в сторону ребенка, он его старается остановить своей ладошкой и произносит конец фразы «Колючий еж» и снова прокатывает шарик в мою сторону и тд.
6. Пескотерапия
С её помощью очень хорошо развивается мелкая моторика, развиваются художественные и творческие способности, речь. Например, мы с детьми описываем предметы, сюжеты, которые они создают из песка. При постановке сказок на песке, я рассказываю сказку, а ребенок по ходу текста передвигает фигурки в разных направлениях. Так дети учатся соотносить речь с движением персонажей, постепенно начинают действовать самостоятельно.
Или же играем с детьми в игры для развития звукопроизношения — я рисую предмет на заданный звук, а потом прошу ребенка нарисовать свой предмет на тот же звук и т. д.
Все перечисленные технологии хорошо себя зарекомендовали в работе с детьми. Но работа по формированию родного языка идет не только с помощью нетрадиционных технологий, а так же во время специально организованных занятий. И так как контингент детей моей группы разнообразен и сложен в плане обучения и воспитания, то в процессе работы я столкнулась с определенной проблемой – неустойчивостью внимания детей во время занятий. Приходилось постоянно стимулировать и мотивировать детей различными способами, что отнимало не малую часть времени. Передо мной встал вопрос «Как удержать внимание ребенка с ОВЗ на протяжении всего занятия?».
Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Поэтому свое внимание я обратила на практику использования мультимедийных технологий, которые позволили оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.
Когда я столкнулась с новой проблемой - несоответствие готового мультимедийного материала в просторах интернета с потребностями обучающегося, мне как педагогу, пришлось обучиться навыкам создания собственных интерактивных игр а затем графических новелл с элементами интерактивной игры. В ходе таких занятий дети не только приобретают определенные знания, навыки и умения, но и приобщаются к культурному наследию, историческому прошлому нашей страны. Благодаря этому речь детей обогащается новыми понятиями, становится более внятной, выразительной.
Чтобы не возникла компьютерная зависимость обязательно чередуем компьютер с различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д. И конечно же не стоит забывать о роли семьи в деле развития языка детей. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье, прежде всего путем примера.
Таким образом, я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств на занятиях в сочетании с другими нетрадиционными технологиями, повышается не только результативность воспитательно-образовательного процесса, но и развитие языка детей, любви к родному языку, художественному слову.
Список литературы
1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова. // Дошкольное воспитание. –1995. – № 4.
2. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 412 с.
4. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.
7. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2. - с. 91-92.
8. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
9. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие / авт. -сост. : В. Г. Закирова, В. К. Власова, Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова. – Казань: Казан. ун-т, 2018. – 109 с.