Елена Левина
Непосредственная образовательная деятельность «Свойства льда»
▼ Скачать
Тема: «Свойства льда»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Основная образовательная цель : познакомить детей с процессом образования льда.
Задачи:
1. Обучающие: систематизировать представления о снеге и его свойствах : липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Свойства льда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему;
- обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий;
- активизировать речь детей через познавательные вопросы.
2. Развивающие: - способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность;
- развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.
3. Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
- воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.
Предварительная работа: беседы о зиме; Наблюдение на прогулке за состоянием погоды, за явлениями природы; опыты со снегом, водой; чтение научной и художественной литературы,
Материалы: письмо, схемы, изображения снежинок (грустной и весёлой)
Оборудование: емкость со снегом, формочки для льда, блюдца, две баночки со льдом и водой
Основная образовательная цель Познакомить детей с процессом образования льда.
Новое знание = детское «открытие» Лёд образуется путем замерзания воды.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Знания о зиме: зимой холодно, мороз, снег, свойства снега, воды.
Причина затруднения Не знаем, как образуется лёд.
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать, как образуется лед.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А как вы считаете, от кого оно могло прийти?
Давайте прочитаем от кого оно пришло. Ой, а тут загадка.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. Ответы детей (снежинка)
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, правильно ли мы отгадали.
Это письмо нам отправила снежинка. А как вы думаете, почему она сама к нам в гости не прилетела. Ответы детей.
Воспитатель предлагает присесть и прочитать дальше письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Снег, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры: все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму). Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд. Но я ничего не знаю о своём брате. Расскажите мне, пожалуйста, о нём. Ваша Снежинка».
Ребята, хотите помочь Снежинке? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать у детей знание о зиме: зимой холодно, мороз, снег, свойства снега, воды.
Давайте поговорим о тех детях Матушки – Водицы, с которыми мы встречаемся зимой. Зима – это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие.
Ребята. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Она не имеет цвета и вкуса. Видите, вода – простое вещество, но она и очень загадочная, волшебная.
Скажите мне, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)
Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно - они тихо падают на землю. Иногда снежинки падают по одной,
- В какую погоду это бывает? (когда мороз)
- А иногда они падают хлопьями.
Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы.
- Посмотрите-ка, под нашей елочкой тоже намело сугроб (под елкой тазик со снегом).
- Какой снег? (холодный, белый, (дать потрогать).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выявления новых свойств воды, способа образования льда, определения состава льда;
2) формировать опыт под руководством воспитателя
фиксации затруднения и понимания его причины.
Второго сына Матушки воды зовут лед, давайте посмотрим на него, для этого я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
Ребята, потрогайте лед и скажите: теплый он или нет (холодный); твердый или мягкий? (твердый). Делаем вывод – лед холодный и твердый. Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (выслушать ответы детей, а затем показать лед с предметом внутри). Делаем вывод – лед прозрачный, т. к. сквозь него видно предмет.
Таким образом, в результате нашего исследования мы установили: лед холодный, твердый, прозрачный (повторить с детьми)
Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце. Продолжаем наше исследование.
Скажите, пожалуйста, как можно догадаться о том, что лед – сыночек Матушки – Водицы? Посмотрите на блюдце, что вы там видите?
Дети. Воду.
Воспитатель. Неужели лед волшебный? Что с ним произошло?
Дети. Лед растаял.
Воспитатель. Почему растаял лед?
Дети. Лед занесли в тепло.
Воспитатель. Правильно. Когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду. Мы сделали еще одно открытие (повторить с детьми).
Дети, а снежинка спрашивала нам, как образуется лёд?
(Одни дети могут сказать, у других может возникнуть затруднение, мы не знаем, как образуется лед).
- Ребята, если мы что-то не знаем, что мы делаем? (нужно спросить у взрослых)
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление детей о свойствах льда, о способах их выявления;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального
переживания радости открытия.
Ребята, скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого надо сделать? (ответы, рассуждения детей).
Дети Воду нужно заморозить.
( Внести две баночки: со льдом и с водой).
Воспитатель. Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная.
Ребята, давайте составим схему, которую отправим снежинке, как лед превращается в воду. А теперь, составим схему, как вода превращается в лед.
Я предлагаю вам посмотреть, все ли правильно выполнили задание. (Проверка детьми схем друг у друга).
Физкультминутка.
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Дети играют в игру вода лед.
Воспитатель:
- Когда слышим слово «вода», мы двигаемся, когда слышим слово «лед», мы замираем на месте.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача: закреплять знания о происхождении и
свойствах льда.
Вы такие молодцы! Я хочу показать вам сюрприз, который приготовила для вас. Что это? – ледяная игрушка.
А вы догадались, как я ее сделала? Вы хотите попробовать сами сделать свою ледяную игрушку?
Дети подходят к столу, берут формочки, заполняют их водой, и ставят на поднос, наполняя формочки разными материалами для украшения будущей льдинки.
Воспитатель: – А для того, чтобы наши красивые льдинки замерзли, что надо сделать? Вынести их на холод.
Давайте сфотографируем формочки с будущими льдинками и тоже отправим фото снежинке.
Воспитатель: На этом наше знакомство со льдом не заканчивается, мы с вами понаблюдаем на прогулке за нашими льдинками и также их сфотографируем и вложим в письмо.
7. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они
получили.
Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня?
Воспитатель: Вы сегодня такие молодцы! Мне тоже было очень интересно, мы смогли рассказать Снежинке о ее брате, так как узнали много нового про лед.
А сейчас я предлагаю вам отметить свое настроение и выбрать себе карточку. Если вам понравилось – выберите улыбающуюся снежинку, а если не понравилось – грустную. Снежинку нужно выбрать только одну.