Сахно Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему : «Зима».
Программное содержание:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Беседа о зиме.
1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, поговорок, загадок.
2. Закрепление знаний о жизни зимующих птиц, о жизни диких животных в лесу зимой, о труде людей в с/х зимой.
3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
4. Развивать связную речь.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
5. Учить подбирать определения к словам «зима, снег».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение в природе; разучивание стихов, пословиц, загадок; чтение произведений о зиме; рассматривание картин, иллюстраций, посвященных времени года «Зима». Активизация слов: крупный, белый, пушистый, снегопад.
Литературная викторина.
1. Закрепить знания детей по художественным произведениям в пределах программ.
2. Учить определять название произведения по обложке, иллюстрации, отрывку, назвать автора.
3. Учить передавать краткое содержание рассказа.
4. Воспитывать нравственные качества, любовь к художественной литературе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение произведений русских и советских писателей, рассматривание иллюстраций книг, знакомство с писателями и их биографией. Активизация словаря: автор, название произведения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Составление предложений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
1. Закрепить умение составлять предложения из 2-х и 3-х слов.
2. Учить выкладывать предложения из полосок раздаточного материала, называть последовательность слов.
3. Учить, внимательно слушать ответы друг друга, оценивать их.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: стихи Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, С. Есенина «Береза», Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима»; книга с рассказом Ильина «Снежинки», книга с рассказом Носова «На горке»; картина «Зимние забавы», картинки диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, картинки зимующих птиц; нарезанные полосочки с предложениями на каждого ребенка; музыкальное произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Беседа о зиме.
Звучит музыка: звуки вьюги.
Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку: «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?».
Дети: - Зимой.
Воспитатель: - Правильно, это бывает зимой. Впереди нас ждет зимушка – красавица давайте о ней побеседуем. Даю указания, что отвечать надо громко, четко, предложения должны быть не большими, с использованием в речи красивых слов о зиме. Давайте вспомним, какая погода бывает зимой?
Дети: Морозная, тёплая, метельная, снежная, вьюжная, холодная, солнечная.
Воспитатель: - Правильно, вот как описывает морозную зиму в своем стихотворении Н. А. Некрасов:
«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои…».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: - Ребята, вспомните, какие стихи вы знаете о зиме? Дети читают стихи: Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима». Молодцы! Как хорошо описан снег в стихотворении «Зима» Суриковой: «. Идет снег, идет! Кругом все, как в белой пелене.». А как называется явление, когда идет сильный снег?
Дети: - Снегопад.
Воспитатель: - Правильно. Расскажите, какой снег во время снегопада, как он падает?
Дети: - Снег крупный, мелкий, хлопьями, мягкий, пушистый, медленно кружится и на землю ложится.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на доску, где стоят разные картины и найдите картины, где изображен снегопад? Дети находят, показывают. А кто знает, из чего состоит снег?
Дети: - Звёздочки сквозные – «СНЕЖИНКИ».
Воспитатель: - Молодцы, правильно снежинки. Давайте вспомним как автор Ильин в рассказе «Снежинки» описывает их? «…Одна похожа на звёздочку с шестью лучами, другая – на цветок с шестью лепестками и все сверкали как драгоценные камни…».А сейчас расскажите мне какими вы видели снежинки, когда утром шли в детский сад по освещенным улицам?
Дети: - Снежинки переливались разноцветными огоньками: синими, зелеными, желтыми, красными и скрипели под ногами, потому что это ломались лучики снежинок.
Воспитатель:- Хорошо, молодцы! А давайте послушаем как описывает снег А. С. Пушкин: «…Под голубыми небесами…». А теперь давайте представим, что выпало много - много снега, все везде завалило снегом, что же это такое образовалось?
Дети: - Сугробы.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, на картину «Зимние забавы». Давайте рассмотрим ту часть, где мальчики перевернулись с санками в сугроб. Что с ними случилось? Какое у них настроение? О чем они говорят, и что будут делать дальше? Дети рассматривают и рассказывают. А теперь вспомним, а как же зимуют в лесу медведь, еж, заяц, лиса? Что делает медведь и еж зимой?
Дети: - Спят.
Воспитатель: - А заяц и лиса?
Дети: - Заяц меняет шубку серую на белую, чтоб на снегу его не было видно. Лиса наряжается в ярко – рыжую шубку.
Звучит музыка: чириканье птиц.
Воспитатель: - А как описывает лису Скребицкий в рассказе «Четыре художника»? Дети отвечают. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: - Синицы, снегири, свиристели, вороны, голуби. Зимующие, потому что остаются на зиму.
Воспитатель: - Как вы помогаете птицам зимой?
Дети: - Делаем кормушки, подкармливаем.
Воспитатель: - Теперь скажите, каким трудом заняты люди в с/х зимой?
Дети: - Люди готовят технику к зиме, сгребают на полях снег, чтоб весной было много влаги на полях.
Воспитатель: - Какую пословицу нужно сказать в таком случае?
Дети: - Много снега, много хлеба!
Воспитатель: - А что мы делаем на участке зимой?
Дети: - Сгребаем снег в кучи и делаем снежные постройки.
Воспитатель: - Ребята, послушайте как описывает С. Есенин березку в своем стихотворении: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром…». Звучит музыка произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
«Не боимся мы пороши, ловим снег,
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега вам и нам!»
Воспитатель: - Послушайте внимательно отрывок из рассказа, и назовите фамилию автора и название произведения? Читаю рассказ Носова «На горке».
«…О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом! – Ого!- говорит. – Скользкая.».
Дети: - Это рассказ Носова «На горке».
Воспитатель: - Совершенно верно! Посмотрите на мольберт, если там эта книга?
Дети: - Да. Указывают на книгу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: - А сейчас придумайте и составьте предложения из 2- х и 3-х слов по теме «Зима». А затем назовите последовательность слов в предложении? Дети составляют и отвечают. Теперь послушайте мои предложения и выложите их последовательность из полосок, лежащих у каждого на столе. «Пришла зима». Дети составили из полосок прохожу проверяю. «Здравствуй, гостья – зима». ….
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: - Так о каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Правильно! Давайте еще раз вспомним приметы зимы?
Дети: - «Много снега – много хлеба»,
«Ночью был иней – днем снег не выпадет»,
«Ветер зимой подул с северной стороны – к большим холодам, с юга – к теплу»,
«Где снег – там и след»…и. т. д.
Воспитатель: - Молодцы! А на последок Катя прочитает нам стихотворение:
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело,
Нет свободного местечка
Всюду снега намело!
КОНЕЦ