Стальненко Марина Валентиновна
Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] «Играем и учимся вместе с Дракошей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи
детей дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность
по автоматизации звука Р для детей 6-7 лет
«Играем и учимся вместе с Дракошей».
Цель: автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательная
- уточнить представления о звуке Р;
- закрепить навык правильного произношения звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить умение определять наличие и место звука в слове;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] „Играем и учимся вместе с Дракошей“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Дракон. Все о драконах для детей
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- закрепить умение согласовывать существительные единственного и множественного числа с глаголами;
- продолжать учить составлять предложения по образцу.
Коррекционно-развивающая
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительно-двигательную координацию;
- развивать у детей мышление, зрительное восприятие, интонационную выразитель-ность, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательная
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- формировать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие.
Оборудование: презентация, коврограф, печатные дидактические игры, кубики, игровое поле, фишка, прищепки.
Методы:
Словесные, наглядные, практические, игровые
Актуальность
В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является, несомненно, актуальным.
Игровые упражнения, направленные на автоматизацию звука, способствуют со-вершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.
А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием.
I. Организационный момент
Дети заходят и становятся перед гостями.
- Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.
Приветствие «Здравствуй дружок».
Здравствуй, дружочек,
Здравствуй, дружок,
Скорей становись со мною в кружок
Друга зови и я позову
Руку ему протяну
Здравствуйте наши ладошки хлоп – хлоп
Здравствуйте резвые ножки топ – топ
Наш язычок просыпайся цок-цок
Здравствуйте глазки хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Мы улыбнемся друг другу с тобой,
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!
Солнцу, привет! Небу, привет!
Здравствуйте! – слышим в ответ!
II. Основная часть
Стук в дверь.
- Ой, ребята, наверное, кто-то ещё пришёл к на в гости.
- Это же Гоша Дракоша посмотрите как он вырос, он недавно научился произносить звук Р и теперь предлагает нам поиграть с этим звуком. А вы любите играть?
- Тогда давайте поиграем в самую любимую Дракошину игру. Но прежде чем начать нам надо немного размяться.
1. Артикуляционная гимнастика на экране.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем,
На четыре – позеваем,
Пять – варенье облизать,
Шесть – по нёбу постучать,
Семь – лошадка скачет звонко,
Восемь – гриб на ножке тонкой,
Девять – можно поболтать,
Десять – громко порычать р-р-р.
Анализ артикуляции звука Р
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук Р? (Губы улыбаются, видны зубки, рот открыт, кончик языка за верхними зубками, дрожит, струйка воздуха сильная, горло звенит)
Характеристика звука Р.
(на экране схема)
- Давай расскажем о звуке Р (звук Р согласный, твёрдый, звонкий).
- Давайте произнесём слова, чтобы игра началась:
Ры-ры-ры мы не можем без игры.
Ра-ра-ра начинается игра.
-Ребята, это игровое поле. У нас есть фишка и кубик. Нам необходимо пройти весь лабиринт. Проходя по лабиринту, будем называть картинки, чётко проговаривая звук р.
- Итак, первый ход, кидаем кубик.
2. Развитие фонематических процессов.
- А вот и первое задание в нашей игре
- Оно называется «Белкины запасы».
- Ребята, вспомните, где живёт белка? (в дупле). А какие запасы она готовит на зиму? (грибы, орехи, шишки)
-Давайте покажем, как белка готовится к зиме.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
На сучки, как на гвоздочки, (кулак о кулак)
Белка вешает грибочки,
Сушит ягоды рябины, (пальца противоположных рук касаются друг друга)
Ежевики и малины.
Носит желуди, орешки.
Разбирает все без спешки.
Вот закончился запас (ладони открываем, закрываем)
И в дупло скосила глаз.
Чтобы было в нем тепло, (трём ладони друг о друга)
Пухом выстлала его.
Зиму жить, ей поживать, (хлопки)
Никаких забот не знать.
- Поможем белке сделать запасы на зиму?
- Будем вешать на верёвочку только те орешки и грибы, на которых нарисованы предметы со звуком Р. (дети выбирают нужные предметы и нанизывают на шнурок «в слове ракета есть звук р»)
- Молодцы, ребята, помогли белочке. Наша игра продолжается, следующий ход.
(дети кидают кубик и делают ход)
- Следующее задание называется «Карусель» (на экране)
- Дракошины друзья хотят прокатиться на карусели.
- Помогите героям занять свои места. На этой карусели будут кататься только те герои, в названиях которых есть звук Р. («В слове корова есть звук Р»).
- Молодцы
- Наш следующий ход (дети кидают кубик, делают ход)
- Следующее задание называется «Трудолюбивые пчёлки»
- Как называются домики, в которых живут пчёлы?
- Давайте поможем пчёлкам принести пыльцу в нужный улей. Если на ведёрке нарисована картинка со звуком р в начале слова, то пчёлка полетит в первый улей, если звук Р в конце слова, то – в последний улей, если в середине слова, то пчёлка полетит в средний улей. («Рыбка – звук Р в начале слова»)
- Молодцы, вы помогли пчёлкам найти свои ульи. А теперь давайте подойдём к экрану и проследим глазками за полётом пчёлки.
- Наш следующий ход (дети кидают кубик, делают ход)
3. Автоматизация звука Р в словах.
Наше следующее задание «Рыбалка».
- А вы были когда-нибудь на рыбалке?
- А вот Гоша Дракоша очень любит ходить на рыбалку и приглашает нас.
- Посмотрите сколько рыбы. Надо поймать рыбку и назвать картинку, чётко проговаривая звук Р.
- Посмотрите, сколько рыбы мы наловили. Давайте отпустим всю рыбу обратно в озеро и покажем, как поплывут рыбки.
Логоритмическая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
4. Автоматизация звука Р в словосочетаниях
- Наш следующий ход.
- Дракоша очень любит играть в кубики и предлагает сыграть и вам.
Задание называется «Бывает – не бывает».
- Необходимо кинуть кубики и произнести, что получилось, а потом определить бывает такое или не бывает. (дети составляют словосочетания сущ. + глагол)
- Молодцы.
5. Автоматизация звука р в предложениях
- Продолжаем нашу игру, следующий ход.
- Задание называется «Большая стирка»
- Приготовили ручки:
Пальчиковая игра «Стирка»
Мы стираем и стираем, (Трём кулачки друг о друга)
Своей маме помогаем.
Полоскаем, полоскаем, (Болтаем руками из стороны в стороны)
Выжимаем, выжимаем. (Вращаем кулачками в противоположные стороны)
А потом бельё все вместе (Поднимаем высоко руки)
На верёвочку повесим —
Мы прищепки прищемили, (Соединяем пальцы, как будто прикрепляем)
Хорошенько просушили (подуть)
- Вот и дети Рома и Ира постирали свою одежду. А мы с вами поможем детям повесить их одежду на верёвочку. («У Иры на платье ромашка.»)
III. Заключительная часть.
- Ребята, наша игра подходит к концу.
Давайте произнесём слова, чтобы выйти из игры:
Ру-ру-ру поиграли мы в игру.
Ра- ра- ра вот и кончилась игра.
Рефлексия
- С каким звуком мы сегодня играли?
- А кто нам в этом помогал?
- Дракоше очень понравилось играть с вами. А вам понравилось?
- А что понравилось больше всего?
- А какое задание показалось самым трудным?
- За ваше хорошее настроение, находчивость, сообразительность и красивую речь Гоша Дракоша дарит вам эту игру, в которую вы можете играть у себя в группе.