Светлана Викторовна Петрова
Необычные способы рисования на развивающих занятиях как способ поддержания психологического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необычные способы рисования, применяемые на групповых развивающих занятиях, как способ поддержания психологического здоровья детей.
Введение
Вопрос о том, как детям удается или не удается развивать у себя духовно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их не возможно учесть. эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. другой быстр, нетерпелив, вспыльчив – такое поведение принято называть гиперактивным. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка.
Публикация «Необычные способы рисования на развивающих занятиях как способ поддержания психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Под нравственным развитие понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. главными двигателями нравственного поведения становятся не мотивы основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Нравственное развитие - одна из центральных линий психического развития школьника.
Здоровье
Здоровье с позиций Всемирной организации здоровья
По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
• Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
• Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
• Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
• Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
Проводимые мною игровые занятия (в рамках развивающей деятельности) способствуют развитию креативности, без которой невозможен познавательный интерес, выступающий как ценнейший мотив учебной деятельности. Большое упор делается на поддержание именно группового здоровья. В процессе игры создаются ситуации, требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Занятия построены по развивающей сказкотерапии для детей, но основной упор в своих занятиях я делаю на практической части. В конце каждого занятия крайне необходимо наличие практического выхода деятельности. И именно этого этапа дети с нетерпением ждут. Я стараюсь разнообразить этот этап занятия и использую все известные приемы арт – терапии. Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования. Применение нетрадиционных техник рисования дает возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии.
Техники и приемы.
Хочу раскрыть каждый из тех приемов, который я применяю.
Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог, а не только психолог) — попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как, кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.
Рисовать волшебными кисточками — пальцами можно все, что угодно. А почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более если он похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение, ведь их портреты получаются совсем не симпатичными.
Чудо-кисти – пальчики – у нас есть, но есть у нас с собой и чудо-листочки! Проведем кисточкой по ладошке. Щекотно? Вот и готов Смешарик!
Попросите ребенка обвести ладошки карандашом на листе бумаги и одну превратить в Страшилку, а другую в Смешилку. Интересно, кто понравится им больше?
Забавными получаются рисунки, которые дети выполняют по кругу: один начинает, через определенное время меняется с соседом, который дорисовывает какую-то деталь. Обычно, когда рисунок возвращается к хозяину, тот его уже с трудом узнает. Ну а если есть еще возможность сочинить историю…
Вы помните, какую радость в детстве доставляли мыльные пузыри? Ничего не изменилось! Берем воду, гуашь, немного жидкого мыла, все смешиваем, надуваем восхитительную шапку из пузырей и прикладываем к ней лист бумаги. А дальше детская фантазия поможет, подскажет, что можно нарисовать, чтобы получилась Радость, и на что она похожа!
Попробуем соль на вкус. Бр-р-р! А ведь именно такие эмоции вызывают ссоры и конфликты с близкими и друзьями. Но мы не будем переживать, а соленое превратим в “сладкое” — нарисуем солью подарок: сначала наносим контур подарка, затем намочим его водой и присыпем солью. Когда вода высохнет, раскрасим наш подарок яркими цветами. И можно смело идти мириться!
Неоценима роль рисования в преодолении детских страхов. Попробуем нарисовать свои страхи ватными палочками или поролоновыми тампончиками, сделать которые не составит труда. Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и следа.
Со страхом темноты поможет справиться техника “высветления” : на черном листе бумаги обычным ластиком рисуются предметы, которые могут прятаться в темноте. И вот уже не страшно заходить в темную комнату, так как там все привычно и знакомо.
Страх вызывает, как правило, все непонятное и странное. Вот нарисованные соседом каракули – вроде ничего не понятно… А если присмотреться? Да еще и дорисовать! Разве страшно! А вот злой волшебник заколдовал Любовь, закрасил ее черной краской (применяется техника граттажа, и только смелые, добрые, чуткие дети смогут ее спасти: нарисовать на “заколдованных” листах домик, где Любовь может жить.
Закрепить у детей знания об эмоциях можно с помощью следующего приема: рисуем свечой или восковым мелком белого цвета контур изображения той или иной эмоции и просим детей зарисовать этот контур красками. В проявившемся изображении и нужно узнать загаданную эмоцию.
Мои обучающие с интересом, могут это проделывать бесконечное множество раз, любят рисовать «Цветными пятнами». Наносят на лист бумаги несколько больших разноцветных пятен краски, а затем соединяют лист пополам, проглаживают лист, затем разворачивают и находят в своих волшебных пятнах необычные и спрятанные рисунки.
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью или манной крупой? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Еще очень любят рисовать манкой, но с использованием трафаретов. Прикладывают трафарет, наносят клей, посыпают манкой, которой до этого пользовались в «Песочной терапии». Когда убирают трафарет, а излишки сдувают – получаются очень красивые объемные рисунки.
Техник работы великое множество, было бы желание и любовь к детям!
Еще можно сделать прекрасный групповой коллаж. Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой: фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже макаронные изделия. Тема и содержание могут быть разнообразны.
Действительно, спектр применения нетрадиционных техник рисования ограничивается только фантазией педагога и детей. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками, но ощутить радость помогут каждому.
творите и получайте радость! Пусть все будут здоровы.
Список использованной литературы и информационных источников.
1. Выдра Ольга «На что похожа ласка?» // Школьный психолог, 2010, №5.
2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. –СПб. : Речь, 2006.
3. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России https://www.mediasphera.ru/mjmp/2005/3/31.pdf, Международный журнал медицинской практики, 2005, №3
4. Учебное пособие (под редакцией В. С. Лучкевича и И. В. Полякова). Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».
Санкт-Петербург, 2005
5. https://www.personal-trening.com
6. https://www.kalyamalya.ru
7. https://www.nanya.ru
8. https://ru.wikipedia.org/wiki