Наталья Костюкова
Необходимость музыкальных занятий в младшем и старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие - неотъемлемая часть программ как детских садов, так и неспециализированных детских клубов. И это неслучайно. Действительно, являясь не только средством эстетического развития человека, приобщения его к миру искусства и развития чувственного восприятия личности, музыка формирует навыки, казалось бы, очень далекие от высоких материй. Научные исследования доказывают, что ранние занятия музыкой самым непосредственным образом влияют на формирование и тренировку нейронной сети. Профессор Чеффилдского Университета (Великобритания) Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки - побочных эффектов, возникающих в результате музыкальных влияний :
Публикация «Необходимость музыкальных занятий в младшем и старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- повышение уровня навыков чтения
- повышение уровня речевых навыков
- улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
- улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
- улучшение концентрации внимания
- улучшение памяти
- улучшение моторной координации.
В структуру музыкальных занятий с детьми входят несколько основных форм работы : вокально-хоровая, коллективное музицирование на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры, музыкально-ритмические движения. Важнейшей из них является слушание музыки. Что же должен учитывать педагог или родитель при проведении слушания музыки? В первую очередь, конечно, психические и физиологические особенности детей, а именно тот факт, что в раннем детстве, как правило, ведущим каналом восприятия является кинестетический канал, а значит, ребенку проще воспринимать и обрабатывать информацию с помощью движений, тактильных ощущений. Разумеется, при этом активно работают и развиваются и другие каналы восприятия, которые непременно нужно задействовать. Музыкальные фрагменты для слушания должны быть небольшими по объему с ярко выраженным образным содержанием. Для этого подойдет большая часть программной музыки - про животных,птиц, насекомых, сказочных персонажей, природные явления, а также музыка прикладная — танцы, марши, колыбельные, песни. Перед проведением слушания можно познакомить детей с тем образом, который будет изображен с помощью музыки - побеседовать о нем, что-то рассказать, показать иллюстрации или видео, загадать загадки. Во время звучания музыки уместно использовать двигательную импровизацию: слушаем музыку про птичку – показываем, как она машет крыльями, клюет зерна, чистит перышки; про лошадь – изображаем стук копыт или «цокаем» языком. Важно, чтобы музыкальные фрагменты были в оригинальном звучании, без использования электронных обработок. Если педагог хорошо владеет инструментом, то желательно, чтобы иногда он исполнял их сам. Музыка для слушания должна быть разнообразной – инструментальной, вокальной, симфонической, разных форм и жанров. После прослушивания рекомендуется провести беседу с детьми: задавая наводящие вопросы, предложить им дать музыке эмоционально-образные характеристики звучащего материала. Это обогатит словарный запас и поможет в формировании критического мышления. Педагог может сам предлагать варианты, иногда «ошибаясь» и превращая, таким образом, серьезную работу в веселую игру. Если следовать этим несложным рекомендациям, то такая важная форма работы как слушание музыки станет неотъемлемой частью занятий, и будет приносить удовольствие и пользу, как детям, так и взрослым.