Дьячкова Наталья
Нейропсихология дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология дошкольного возраста
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Слайд 2
При работе с детьми, мы часто ищем интересный, а самое главное полезный путь для преодоления нарушения речи. Одной из интересных для детей видов деятельности стали нейропсихологические игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Публикация «Нейропсихология дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 3
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через
выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию
речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и
пространственными представлениями.
Цель и задачи нейропсихологических игр представлены на слайде.
Слайд 4
На сегодняшний день чаще всего в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана Александром Романовичем Лурия и его сотрудниками.
Слайд 5
А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Три основных функциональных блока мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Слайд 6
Первый блок мозга – Энергетический блок.
Его метафорический «девиз» : Я ХОЧУ.
1-й блок - обеспечение условий для психической деятельности.
Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность.
Слайд 7
Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии у ребенка;
- часто болеющие дети;
- гипо/гипертонус;
- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- движение языком во время письма (другие синкинезии);
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения и др.
Слайд 8
Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:
- дыхательные упражнения;
- массаж, самомассаж;
- растяжки;
- релаксация;
- блок упражнений «Здоровые глаза»;
- тренировка мышц речевого аппарата;
- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Слайд 9
Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, улучшает нервно-соединительные взаимодействия.
Слайд 10
Второй блок мозга –
Приём, переработка и хранение внешней информации
Его метафорический «девиз» : Я МОГУ!
2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это заложенные и приобретенные в течение жизни навыки в любой сфере деятельности человека.
Данный блок формируется от 3-х до 8-и лет.
В случае не сформированности 2 блока могут возникнуть негативные последствия в школьный период такие как: чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек, рассогласование глаз и действий рук, однотипность движений.
Слайд 11
Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
Развитие межполушарных связей происходит постепенно, в несколько этапов.
Слайд 12
Особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие и многое другое.
Чаще всего слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Слайд 13
Что дает синхронизация мозга?
- образование новых нейронных связей
- повышенную концентрацию и внимание
- повышение интеллектуального уровня
Слайд 14, 15, 16
Самые простые упражнения для тренировки правого полушария мозга связаны с искусством, ведь эта сторона нашей подкорки отвечает за творчество.
В первую очередь, это рисование. Это особое рисование, направленное именно на тренировку, состоящее в рисовании одновременно двумя руками.
Слайд 17
Третий блок мозга –
Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности
Его метафорический «девиз» : Я ДОЛЖЕН!
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, то третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль.
Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет.
К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.
Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:
- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
- упрощение любой программы;
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
- бедная речь;
- не могут решить смысловую задачу.
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Слайд 19
Нейропсихологические игры - это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией, потому нашел широкое применение в детском саду.
Слайд 20
Спасибо за внимние
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения :
развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
активизация речи;
•работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания.