Ольга Бронникова
Нейропсихологические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Бронникова О. Н.
В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. Количество таких детей увеличивается из года в год.
Публикация «Нейропсихологические игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР. У них отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость.
Поэтому считаю целесообразно включать в свою работу нейропсихологические игры, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе :
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование.
- Межполушарная доска.
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)
2. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция: если услышишь звук Р
— ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.
2 вариант: звук С — кулак,
звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
«Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
Игры с мячами
(обычными, прыгунами, кинезиологическими)
Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки»
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.
Игра «Хлопни, топни, стукни»
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Данные игры улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивают и укрепляют взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к коррекционному процессу.
Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно и творчески вести свою работу.