Юлия Воронцова
Нейропсихологические игры и упражнения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
В последние годы увеличилось количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Таким детям очень сложно выполнять инструкции, которые дает ему взрослый, тяжело концентрировать свое внимание на чем то. Дети улавливают только какую-то часть сказанного им, и поэтому одним из актуальных направлений в коррекционной работе психолога является использованиенейропсихологических игр и упражнений.
Публикация «Нейропсихологические игры и упражнения в детском саду» размещена в разделах
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию работы мозга через выполнение физических движений. В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Значит, нейропсихология - это связь работы мозга с происходящими психическими процессами ребенка. Следовательно, нейропсихологические игры и упражнения помогают корректировать психофизиологические нарушения у ребенка.
Использование нейропсихологических игр позволяет, повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а также применить индивидуальный подход в процессе обучения ребенка. Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические процессы у детей в возрасте 3-12 лет.
В протекании каждой психической функции принимают участие оба полушария мозга, каждое из которых выполняет свою роль. Левое полушарие отвечает за речевые процессы, логику, анализ, математику. Правое полушарие отвечает за восприятие, воображение, творчество, эмоции. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты. Вот почему так важно развивать у детей межполушарное взаимодействие.
Как же нейропсихологические игры помогают педагогам в коррекции речи и психических процессов у дошкольника?
Представленные игры выборочно можно включать в любой вид деятельности.
Игра «Дай пять» - дети учатся соотносить количество пальцев с нарисованными на карточках кружочками. Задание выполняется сначала по одинаковому количеству кружочков, а затем для каждой руки своя карточка с разным количеством кружочков.
Следующая игра «Дорожки» хороша тем, что ребенок синхронно двумя руками выкладывает камешки по схеме на своей карточке.
Игра «Умные звоночки» помогает ребенку определять на слух, сколько он слышит слогов, столько раз нажимает на звонок.
Игра «Кулак, ребро, ладонь» - задача заключается в том, что ребенку надо запомнить, как класть руки на определенную геометрическую фигуру. Начинать необходимо с легких фигур - круг, квадрат. И когда ребенок уже не будет путаться, можно добавить другие фигуры – овал, прямоугольник.
Используемые мною игры помогают нормализовать работу всех блоков головного мозга, формируют целостность восприятия информации, а также синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, восприятия речи собеседника, концентрируют его внимание, позволяют переключаться с одной деятельности на другую, повышают уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.