Надежда Скляр
Нейропедагогика в мозжечковой стимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропедагогика в мозжечковой стимуляции.
Нейропедагогика — это наука, которая объединяет достижения нейроанатомии, нейропсихологии, нейролингвистики, нейрогенетики, а также педагогики и психологии. Опираясь на труды Льва Семеновича Выготского, основателя традиции изучения высших психических функций, и Александра Романовича Лурия, основателя нейропсихологии, многие ученые современности, такие как Виктор Анатольевич Москвин, Нина Викторовна Москвина подтверждают особенности нейропсихологической организации мозга и важность разработки данного направления в связи с тем, что увеличилось количество детей с задержкой развития, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. По данным Инны Борисовны Карелиной, всего 42 % детей имеют нормальное речевое и психическое развитие, а у 48 % детей дошкольного возраста выявлены задержки развития разного характера. Так, портрет ребенка, теперь уже с ограниченными возможностями здоровья, постоянно меняется и традиционные методы коррекции не всегда эффективны. Поэтому необходим поиск новых путей преодоления трудностей развития ребенка.
Публикация «Нейропедагогика в мозжечковой стимуляции» размещена в разделах
На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений, и если подход грамотный, то и результативность окажется высокой. Почему мы обратились к данному вопросу? Нередко родители понимают, что с ребенком что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечок как важная часть головного мозга Мозжечок — это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела. Мозжечок позволяет автоматически двигать мышцами на бессознательном уровне, когда ездим на велосипеде, водим машину, играем на пианино. Мозжечок также может участвовать в когнитивной функции и связаны с человеческим интеллектом. Мозжечок отвечает за мышечную память, координацию движений, баланс мышечного тонуса, равновесие, поддержание позы. Функции мозжечка состоят в том, чтобы совершать определё нные действия: Поддерживать баланс и равновесие человека. Осуществлять точную координацию движений. Координировать зрение, движения глаз. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неуклюжесть в движениях, растерянность, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50 %). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. История изобретения метода (Balametrics) Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics — это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ в. Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад. В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10–15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста. Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением. В программе участвовали дети и их родители, причем преимущественно это были родители-ученые, работающие в области космических исследований НАСА. Именно их опыт и советы способствовали тому, что Ф. Бельгау сосредоточил внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге Ф. Бельгау изобрел Балансировочную Доску Бельгау и разработал серию упражнений на ней. Впоследствии программа Ф. Бельгау получила название «Learning Breakthrough», что можно перевести как «Прорыв в обучении». Данная программа уникальна по своей продуманности и системности, она уже не раз доказала свою эффективность и завоевала большую и оправданную популярность.
Принцип программы:
– стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);
– совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;
– в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.