Мария Семибокова
Консультация Нейрологофитнес
Нейрологофитнес
Многочисленные исследования нейрофизиологов установили, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, то мозг можно развивать. Для этого была разработана целая система, которую сначала использовали в космонавтике, медицине, спорте. Но сегодня эти наработки доступны широкой массе.
Публикация «Консультация Нейрологофитнес» размещена в разделах
Отлично зарекомендовавшим себя инструментом коррекции подобных соматических нарушений является нейрофитнес. Двигательная нейропсихологическая коррекция (нейрофитнес) задумывалась как метод немедикаментозной помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы. Действие комплекса упражнений направленно на восстановление нормального функционирования мозга ребенка и развитие межполушарных связей, тем самым обеспечивая коррекцию различных нарушений. Данные упражнения активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Комплекс состоит из 26 упражнений, направленных на синхронизацию двух полушарий и ускоряющих процесс обучения. Позже этот комплекс упражнений получил название «Гимнастика Мозга» («Brain Gym»).
Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.
Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т. е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
Современная двигательная нейропсихологическая коррекция насчитывает десятки упражнений и дает простор для творчества и выбора комплекса под свои цели и задачи.
Соединение в единый комплекс упражнений для развития мозга с логопедическими упражнениями позволяет повысит эффективность коррекционной работы по преодолению недоразвития речи у детей с ОВЗ.
Нейрологопедические упражнения являются высокоэффективным инструментом при работе с детьми ОВЗ в коррекционной работе в групповой или индивидуальной развивающей работе. При регулярном использовании упражнений нейрологофитнеса можно отметить следующие положительные эффекты:
• улучшение восприятия и запоминания новой информации;
• улучшение состояния нервной системы;
• развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
• раскрытие скрытых способностей мозга;
• синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.
Упражнения по нейрофитнесу – это специальные движения, строящиеся по определённой технике и воздействующие на мозолистое тело головного мозга посредством задействования нейронных связей. Кроме того, в процессе выполнения кровь ребёнка насыщается кислородом, особенно в упражнениях, где работают все конечности. Поэтому в коррекционной работе с детьми с ОВЗ я решила способствовать появлению новых нейронов, развитию нейронных связей, усилению двигательной активности между нейронами и укреплению межполушарных связей с активной стимуляцией речевых зон.
Я предположила, если нейрофитнес соединить с логопедическими упражнениями, то процесс коррекции недоразвития речи будет более эффективным.
Упражнения для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела.
Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
1.«Перекрёстные шаги». Ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колене правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течение 1-2 минут, меняя руку и ногу (потянуть к левому и колену правую руку и т. д.). Данное упражнение улучшает координацию и развивает бинокулярное зрение, что позитивно влияет на навыки письма, слушания и чтения.
Данное упражнение можно совмещать с выполнением упражнений по работе над четкостью речи (проговаривание чистоговорок, скороговорок, заучивании стихотворении, активизации словаря (называние антонимов, синонимов, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и т. д., формированию грамматических категорий (множественное число существительных, изменение по падежам и т. д.)
2. Упражнение «Ленивая восьмерка».
Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза.
Это упражнение можно совмещать с упражнениями для развития речи: пересказ текста, рассказывание, сочинение и т. д.
3. Упражнение «Слон». Это упражнение действенно активизирует связь в системе «тело — интеллект», а также развивает концентрацию и вестибулярный аппарат. Ребёнку необходимо встать, склонив голову набок так, чтобы ухо было плотно прижато к плечу. Одновременно с этим необходимо вытянуть вперед ведущую руку и начать рисовать ей в воздухе перед собой восьмерку (знак бесконечности) против часовой стрелки. Глазами нужно следить за кончиками пальцев, концентрируя внимание на центре поля зрения. После 1-2 минут выполнения руку следует поменять.
Это упражнение можно совмещать с упражнениями для развития речи: пересказ текста, рассказывание, сочинение и т. д.
4. Упражнение «Двойные каракули». Задача ребёнка — рисовать двумя руками одновременно фигуры, рисунки, буквы расположенные зеркально относительно срединной линии (ею может выступать, например, карандаш, ножка торшера или ось нашего позвоночника). Начинать лучше всего с простых фигур — спиралей, кругов, постепенно переходя к усложнению задачи — рисованию сердечек, звездочек, домиков и т. д. Следующий этап усложнения — подключение к процессу «рисования» стоп (для этого движения нужно выполнять сидя на стуле). Это упражнение развивает моторику, концентрацию внимания, улучшает пространственное восприятие.
Данное упражнение можно совмещать с выполнением заданий по лексическим темам (нарисовать овощ, фрукт, животное) назвать или описать то, что рисуешь и по обучению грамоте – это печатание букв, слогов, слов и их чтение.
5. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Данное упражнение на повторение развивает память, синхронную работу рук и сосредоточенность. Взрослому необходимо показывать ребёнку движения руками в заранее придуманной им последовательности из вариантов «кулак», «кулак, поставленный на ребро», «раскрытая ладонь». Он выполняет движения стоя, вытянув вперед одну доминантную руку (например, ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости). Ребёнок должен повторить последовательность 10-15 раз, не запутавшись. Далее упражнение можно усложнить: вытянуть вторую руку, чтобы движения выполнялись ими одновременно, ускорить темп выполнения или поменять последовательность действий. Совмещаем данное упражнение с работой над четкостью речи (проговаривание чистоговорок, скороговорок, заучивании стихотворении, активизации словаря (называние антонимов, синонимов, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и т. д., формированию грамматических категорий (множественное число существительных, изменение по падежам и т. д.).
Упражнения, повышающие энергию тела.
Данные упражнения улучшает внимание, способность к самовыражению, обдумывание в процессе работы, восприятию информации.
1. Упражнение «Энергетическая зевота».
Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течение 1-2 минут. Данное упражнение можно включить в комплекс логопедического массажа.
2. Упражнение «Кнопки мозга».
Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. Выполнять упражнение в течение 1 минуты. Данное упражнение можно совмещать с выполнением упражнений по развитию монологической речи.
3. Упражнение «Кнопки Земли».
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох. Это упражнение можно использовать в логопедическом массаже.
Упражнения, растягивающие мышцы тела.
Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
1. Упражнение «Активизация рук».
Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой. Это упражнение можно совмещать с упражнениями для развития речи: пересказ текста, заучивание стихотворения, рассказывание, сочинение, отгадывание загадок или их составление и т. д.
2. Упражнение «Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Это упражнение можно совмещать с автоматизацией поставленных звуков (изолированные звуки, в слогах).
3. Упражнение «Заземлитель».
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге. Данное упражнение можно совмещать с выполнением упражнений по работе над четкостью речи (проговаривание чистоговорок, скороговорок, заучивании стихотворении, активизации словаря (называние антонимов, синонимов, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и т. д., формированию грамматических категорий (множественное число существительных, изменение по падежам и т. д.)
Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение.
Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизируют работу памяти, учебных навыков, снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогают при чтении вслух.
1. Упражнение «Позитивные точки».
Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.
2. Упражнение «Шляпа мышления».
Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз.
Данные упражнения можно включить в комплекс самомассажа.
3. Упражнение «Крюки Деннисона».
Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: скрестите лодыжки ног. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к груди (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к груди). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.
Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудью. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.
Данное упражнение может стать итоговым при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе с детьми.
При выполнении артикуляционной гимнастики можно совместить упражнения для укрепления мышц речевого аппарата с упражнениями для пальцев рук: «Колечки» (соединять поочередно все пальцы с большим в прямом и обратном направлении, «Коза – корова» (на одной руке подняты вверх указательный и
средний палец, остальные зажаты в кулак, на другой - подняты вверх указательный и мизинец, остальные зажаты в кулак. Поочередно меняем положение пальцев на руках, «Кулак – ребро – ладонь», «Часики» (на правой руке вверх поднят указательный палец, остальные сжаты в кулак. Левая рука сжата в кулак. Поочередно меняем положение пальцев на руках.) и т. д.
Очень эффективно использовать для нейрологофитнеса дополнительное оборудование: балансировочные доски (доски Бильгоу, рокерборды, диски, полусферы, диски здоровья, массажные коврики или дорожки. Выполняя упражнения на данном оборудовании, можно использовать упражнения для развития речи:
- для закрепления лексико-грамматических категорий;
- для формирования фонетико-фонематических процессов;
- для развития связной речи;
- для подготовки к обучению грамоте;
- для автоматизации звуков в словах, фразах, предложениях.
Данный комплекс упражнений по нейрологофитнесу наиболее эффективно дополняет логопедическую коррекционную работы с детьми с ОВЗ.
Диагностику нарушения межполушарного взаимодействия можно провести с помощью следующих проб:
1. Проба Н. Н. Озерецкого на динамический праксис.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Ребенок должен непрерывно повторить 10 раз.
2. Проба Хэда на пространственный праксис.
Упражнение «Зеркало». Ребенок находится напротив педагога и должен повторить за ним движения типа: «Отдать честь», вертикальное расположение ладони, прижатой к подбородку и т. д.
3. Пальцевой праксис.
Упражнение «Колечки». Ребенка просят последовательно соединить пальцы с большим. Сначала одной рукой, затем другой и обеими одновременно.
4. Оральный праксис.
Ребенка просят поцокать языком, выполнить упражнение «Лошадка», «Иголочка» и т. д. Итак, особой подготовки для нейрологофитнеса не нужно. Необходима только практика. Начинать нужно с более простых упражнений, постепенно усложняя нагрузку.
Для определения ведущего полушария у ребенка, ведущей руки, ноги, уха, глаза можно использовать следующие упражнения:
1. Попросить показать какой рукой рисуешь (определение ведущей руки).
2. Попросить попрыгать на одной ноге (определение ведущей ноги).
3. Попросить послушать работают ли часы (определение ведущего уха).
4. Попросить ребенка посмотреть в трубочку (определение ведущего глаза).
Упражнения для нейрологофитнеса дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка, наиболее эффективно влиять на преодоление речевых нарушений и задержку психического развития.