Надежда Меньщикова
Нейроигры как средство развития речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умные руки снова
способствуют развитию мозга.
И. П. Павлов
Обучая левое полушарие, вы
обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие,
Вы обучаете весь мозг.
И. Соньер
Подлинная радость идет
от активности мозга и напряжения
тела; эти две вещи всегда идут
рука об руку»
Вильгельм фон Гумбольдт
Публикация «Нейроигры как средство развития речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время отмечается увеличение количества дошкольников с различными нарушениями в физическом и психическом развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Отмечается моторная неловкость, нарушение функций мелкой моторики рук, нарушения коммуникаций и речи, снижение устойчивости внимания. В связи с этим, актуальным становится поиск новых, эффективных методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является использование кинезиологических упражнений и нейроигр.
Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн и др.). Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия говорил: «Высшие психические функции (восприятие, воображение, память, мышление и речь) возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов, которых мы лишились. Дети познают мир через движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей, тем выше способность к обучению».
Первые 7 лет жизни называют периодом сенсомоторного развития, которое, в свою очередь, считается основой психического и речевого развития ребенка. В это время кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Таким образом, если в дошкольном возрасте проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Общеизвестно, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например: ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Мозг нуждается в постоянных тренировках. Поэтому для таких детей целесообразно систематически использовать упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Кинезиологические упражнения и нейроигры в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия; развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Нейроигры – это игры, направленные на разностороннюю тренировку мозга.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику, зрительно-моторной пространственной координации, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Нейроигры помогают ребенку :
- научится чувствовать пространство, свое тело;
- развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука);
- формировать правильное взаимодействие ног и рук;
- научится последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание.
Преимущества использования нейроигр :
игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.
Нейроигры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие, а также коррекционными для речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
В своей практике мы используем:
• КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: способствуют развитию межполушарного взаимодействия, внимания, восприятия, повышение концентрации, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела, двигательных навыков
Например: «Кулак-ладонь-ребро», «Мемори- квадраты», «Попробуй, повтори», «Топни- хлопни- кулачок», «Найди и покажи» (со спинером) и т. д.
• МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ДОСКИ - нейротренажор для развития межполушарного взаимодействия, что способствует развитию мыслительных операций и способности к обучению.
• ИГРЫ, КОТОРЫЕ ГАРМОНИЗИРУЮТ ДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ: «Зеркальное рисование», «Проведи двумя руками», «Разложи двумя руками», «Классики для пальчиков», «Разноцветные башенки», «Цветные колпачки».
• ПОДВИЖНЫЕ НЕЙРОИГРЫ : способствует развитию координации, улучшает равновесие, улучшает переключаемость. Так же для развития чувства ритма, развития межполушарного взаимодействия, развитие психических процессов, а так же развития речевой активности.
Например: «Подвижное домино», «Разноцветные стаканчики», «Полоса препятствий» (нейродорожки, «Собери по образцу», «Пройди по следам», «Пройди по обручам, соблюдая ритм»
• ИГРЫ С МЯЧОМ: способствуют развитию координации, межполушарного взаимодействия, развитию концентрации и удержанию внимания, укреплению вестибулярного аппарата.
Например: «Себе из правой в левую», «Себе - другому», «Параллель», «Диагональ», «Себе – другому по диагонали», «2 мяча», «2 мяча по диагонали», «Кати – лови», «Коготки», «Мяч передавай, слово называй», «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги», «Маятник», «Попади в цель», «Присядь сосед».
• НЕЙРОИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ : «Веселые резинки», «Выложи по образцу», «Вложи картинку»
• ИГРЫ С ОРТОКОВРИКАМИ способствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизации и развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия.
Например: «Я по коврикам шагаю – звуки четко называю», «Где спрятался звук», «По коврикам шагаем – слова вспоминаем» (активизация словаря по определенной теме, «Барабанщики», «Гонки по болоту», «Прыгалки с заданиями», «Прыгни, хлопни, назови», «Робот», «Что где лежит», «Классики по памяти».
Благодаря выполнению кинезиологических упражнений, использования нейроигр происходит :
• Активизация энергетического потенциала организма
• Улучшение памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, пространственных представлений (различают «верх- низ», «впереди-сзади», «лево-право»)
• повышение уровня интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
• Развитие коммуникативных навыков: формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, развивается умение устанавливать контакт и поддерживать его.
• Формирование произвольной регуляции и контроля поведения - развивается умение следовать инструкции взрослого человека, формируется способность регулировать свое поведение, совершенствуется умение планировать самостоятельную деятельность, развиваются волевые качества (организованность, аккуратность).
• развивается эмоциональная сфера : эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, умение проявлять положительные эмоции.
• компенсируется дефицит моторного развития : развивается крупная моторика и тонкая моторика рук.
• Развитие чувства ритма : могут повторить заданный ритмический рисунок.
• развитие высших психических функций: способность к концентрации и устойчивости произвольного внимания, обогащается сенсорный опыт.