Елена Анатольевна
Нейрогимнастика в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Нейрогимнастика в работе с детьми.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений. Левое полушарие головного мозга – математическое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации. Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности. Наш мозг можно натренировать, научить лучше и эффективнее работать. Работа мозга – это слаженная работа нейронных сетей и цепей.
Нейронная сеть –это наши мысли, навыки, воспоминания – наш блок информации. Чем больше мы учим и питаем наш мозг, тем шире и насыщеннее становится нейронная сеть.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Что бывает если эта деятельность, т. е. межполушарное взаимодействие недостаточно сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
- Сложность в восприятии учебной информации.
-Проблемы в письме и устной речи.
- Трудности в запоминании информации.
- Логопедические отклонения.
- Неловкость движений.
- Отсутствие познавательной мотивации.
- Инфантильность.
- Агрессия.
С помощью специально подобранных нейроупражнений и игр организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы
Сейчас я вам представлю несколько нейрогимнастических упражнений,
которые я применяю в своей работе, целью которых является:
• Развитие межполушарных связей и их синхронизации
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Принцип работы с упражнениями от простого к сложному
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так ребёнок лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт ещё лучший эффект.
Комплексы упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую у себя на занятиях, как в индивидуальной работе, так и в режимных моментах.
Виды упражнений:
- «Кулак, ладонь, ребро»
Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом: По команде педагога ребенок сжимает руку в кулак. Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх. После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
- «Слон»
Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий: Ребенок принимает положение стоя. Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча. После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного. Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца.
- «Часики»
Данное упражнение выполняется следующим образом: Необходимо занять положение, стоя или сидя. После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы. Левая рука фиксируется на животе в области пупка. Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки. Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.
- «Перекрестные шаги»
Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий: Занять положение стоя. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки
- «Шаг с палками»
Для выполнения этого упражнения потребуются палки или другие предметы, которые их имитируют. Тренировка проходит следующим образом: На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой. На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.
- «Шаг на развитие координации»
Этот вид тренировки проходит следующим образом: Необходимо занять положение стоя. Ребенок делает шаг правой ногой. Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки. После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
- «Двойные каракули»
Данное занятие проходит следующим образом: Необходимо занять положение, стоя или сидя. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой. Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.
-«Река и берег».
Чтобы обозначить границу между «водой» и «сушей», на полу раскладывают веревку. По команде взрослого ребенок «ныряет» в «реку» или выбирается на «берег». Начинают выполнять упражнение с простой последовательности команд. Затем задача усложняется — взрослый пытается запутать малыша, меняя порядок команд или «подсказывая» неправильный вариант.
-«Пинг-понг».
В этой игре будет двое участников и потребуется «теннисный» стол. Игровое поле нужно разделить пополам — мысленно или нарисовать границу при помощи цветного скотча. Взять теннисный шарик (как вариант — просто скомкать листок бумаги, положить его на середину стола. Перед игроками стоит задача задувать шарик на половинку противника до тех пор, пока он не упадет со стола.
-«Капитан».
Одну руку нужно сжать в кулак, большой палец поднять вверх (показать «лайк»). Другую руку нужно поднести ко лбу — изобразить козырек. Задача — менять руки. Чтобы усложнить задание, между сменой позиций добавить хлопок.
-«Колечко».
Нужно изобразить кольцо из пальцев — большого и указательного, а затем быстро менять пальчики — до мизинца. Сначала упражнение делают одной рукой, затем — другой, а немного потренировавшись, задействуют одновременно обе руки.
-«Зеркальное рисование».
Для выполнения этого упражнения потребуется листок бумаги и пара карандашей или фломастеров. Лист нужно мысленно поделить пополам (по вертикали) и на его половинах одновременно нарисовать два зеркальных друг другу рисунка.
- «Ленивая восьмерка»
Тренировочный процесс проходит следующим образом: Ребенок занимает положение сидя. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8». После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
- «Сомни листы»
Ребёнок сидя за столом одновременно двумя руками сминает листы лежащие перед ним.
- «Собери карандаши»
Ребёнок сидит за столом. Перед ним два стаканчика и с двух сторон стаканчиков карандаши. Ребёнок одновременно двумя руками берёт по одному карандашу и ставит в стаканчики.
Нейрогимнастика для детей должна быть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому занятию. В данном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием, которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.
Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в группе детского сада, в кабинете специалиста, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.
Эффективность нейрогимнастики доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Синхронизирует работу полушарий, содействуют улучшению запоминания, активно концентрирует внимание, даёт возможность быстро переключиться с одной деятельности на другую, что содействует быстрому включению детей в занятие, а также снимает стресс и нервное напряжение.