Татьяна Чекашова
Нейрогимнастика для мозга: игровые упражнения для межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
По мере того как требования к интеллектуальному и творческому развитию детей возрастают, увеличивается потребность в методиках, поддерживающих комплексное совершенствование когнитивных способностей. Подходы, ориентированные на сбалансированную работу правого и левого полушарий мозга, приобретают особую актуальность.
Применение песка как ключевого компонента игр объединяет физическое взаимодействие с умственной активностью, что укрепляет нейронные связи и улучшает общее состояние здоровья ребенка. Занятия с песком способствуют снижению уровня стресса, развивают навыки самоконтроля и укрепляют эмоциональное благополучие детей.
Темочки:
В моей практике я широко применяю упражнения, которые требуют одновременной работы обеих рук, что стимулирует развитие координации между правым и левым полушариями мозга. Занятия проходят в песочнице, заполненной кварцевым песком, который обладает расслабляющими и тактильными свойствами.
На начальных этапах дети выполняют упражнения, используя пальцы одной руки, создавая элементарные фигуры, линии и орнаменты. Это помогает укрепить мелкую моторику, повысить точность движений и улучшить способность концентрироваться. По мере прогресса сложность задач возрастает, и дети начинают работать сразу двумя руками. Они создают симметричные изображения, возводят сооружения и решают логические головоломки. Такой подход стимулирует взаимодействие правого и левого полушарий мозга, усиливая когнитивные способности, включая память, внимание и мыслительные процессы.
Вот примеры некоторых игровых упражнений, которые я использую на своих занятиях.
«Песчаные лабиринты»
Возраст детей: 5-7 лет
Цель игры: развитие восприятия, пространственного мышления, тактильных ощущений, концентрации внимания на выполняемых действиях, запоминание визуальной информации.
«Песчаное письмо»
Возраст детей: 6-7 лет
Цели: Улучшение навыка письма, развитие межполушарного взаимодействия, тренировка памяти и концентрации.
Описание: Дети пишут буквы, цифры на песке, используя пальцы или палочки. Упражнение может включать написание слов зеркально или одновременно двумя руками.
«Поливаем цветочки»
Возраст детей: 5-7 лет
Цель игры: развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания и навыки планирования.
Подготовка: На ровной поверхности песка разместите две лейки разных цветов (к примеру, синюю и жёлтую, а также два цветка тех же оттенков на небольшом удалении от леек. Дети будут создавать дорожки от леек к соответствующим цветкам, используя обе руки.
Описание игры:
Необходимо проложить дорожку от нее к цветку того же оттенка. Важно, чтобы обе руки двигались независимо, но синхронно.
Вариации:
Одна рука может достичь цветка, тогда как вторая должна завершить свою линию у соответствующей лейки. Предложите детям сменить цвета леек и цветков, чтобы повторить задание в противоположном порядке. Чтобы увеличить уровень сложности, увеличьте дистанцию между лейками и цветами. Также можно добавлять преграды на пути дорожек, которые необходимо будет огибать.