ирина ястребова
Нейродефектологическое направление в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей моей профессиональной деятельности учителя-дефектолога является оказание помощи детям с ограниченными возможностями в обучении и социальной адаптации, а также в развитии навыков, необходимых для полной жизни и самореализации различными методами и формами. В последние годы работы в сфере процессе реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, я стала отмечать большой рост числа детей с отклонениями в психическом развитии.
Темочки:
Характерно, что такая тенденция наблюдается не только в реабилитационных учреждениях, но и образовательном пространстве в целом. Специалисты в области медицины, проводя клинические обследования детей, как правило, не выявляют грубой патологии и фиксируют варианты развития в пределах нижней границы нормы, однако специалисты в области образования на практике сталкиваются с большими сложностями в обучении, такими как, быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность, сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением, снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации,трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей). (какими, конкретнее, что значительно снижает продуктивность и влияет на результат освоения образовательной программы. Родители и педагоги зачастую пытаются самостоятельно помочь ребенку в такие моменты, но усилия не приносят результата. Поэтому очень важно знать, что, если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами развития, необходимо обратиться за помощью к специалистам, ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мой опыт профессиональной деятельности показывает, что в сложившейся ситуации предпочтительным является системный подход к коррекции психического развития ребенка. Каждое занятие должно включать в себя упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие, развитие мелкой моторики, дыхательные, глазодвигательные, двигательные, речевые, всевозможные растяжки. Все занятия должны способствовать развитию чувства ритма, способности к произвольному самоконтролю, произвольной саморегуляции и формированию речевых функций, ведь только комплексная программа коррекции дает возможность специалисту помочь ребенку успешно справиться с трудностями.
Конечно, дефектология, как дисциплина, которая появилась благодаря
легендарному врачу, ученому, выдающемуся дефектологу Льву Семеновичу Выготскому, получает все большее развитие, привлекает все больше ученых и исследователей. В настоящее время учебники по дефектологии включают в себя научные труды и практики, принадлежащие зарубежным и отечественным психологам: Стенли Холлу, Рудольфу Штайнеру, Марии Монтессори, Жану Пиаже, Розе Левиной и другим исследователям более позднего времени. И несомненно, эти труды внесли большой вклад в развитие дефектологии, но как бы ни были ценны и славны традиции дефектологии, время не стоит на месте. Оно вносит свои коррективы, предъявляет требования, с которыми нельзя не считаться. Наше время ознаменовано интенсивным развитием нейронаук.
Одним из современных научных направлений, появившимся на пересечении нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики и хорошо зарекомендовавшем себя на практике, является нейродефектология. Она изучает особенности работы мозга у людей с ограниченными возможностями здоровья, когда они учатся, развиваются и преодолевают трудности. Это совершенно новый подход, который раньше не входил в предметную область дефектологии.
Специалисты в области нейродефектологии фокусируются не только на коррекции внешних проявлений различных дефектов, но и работают с причинами, их вызывающими. При применении нейродефектологических приемов, идет работа сразу с рядом высших психических функций, таких как: память, внимание, восприятие, мышление, речь, а также пространственные представления, моторика, произвольная регуляция и контроль.
Одним из методов нейропсихологической направленности, позволяющим достигнуть хороших результатов, является развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка, происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложностям в обучении.
К методам, наиболее способствующим развитию межполушарного взаимодействия, относятся:
• кинезиологические упражнения, которые улучшают мыслительную
деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания;
• перекрестные движения и двуручные движения;
• нейропсихологические прописи и линейки для рисования двумя руками.
Предлагаю вашему вниманию несколько нейродефектологических упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, которые я часто использую на практике с детьми.
Кинезиологические упражнения
• Колечко. Поочередно, как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой
рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
• Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).
• Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в
замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
• Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой
– за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Упражнения на перекрестные и двуручные движения.
• Перекладывание из правой руки в левую и наоборот на счёт «раз-два»;
• передача соседу одновременно на счет «раз-два»;
• перекрестные движения или по диагонали (правая рука сверху,
затем левая);
• передача сначала мяча себе, затем по диагонали соседу;
• два мяча передаем двумя руками одновременно на счет «раз-два».
• комбинированно, т. е. два мяча передаем партнеру по прямой,
потом по диагонали, то правая рука сверху, то левая;
• взаимодействие с крупами. Использование ложек, кружек, тарелок
или других объемных емкостей. Наполняем ёмкость и располагаем в обе руки, далее одновременно, либо поочередно пересыпаем, так же используется в перекрестном движении рук.
Нейропсихологические прописи и линейки
(Данные упражнения направлены на развитие моторной координации, пространственной ориентировки, внимания, двуручной координации и восприятия.)
• Игра «Петельки».
1. Нарисуй на листе две вертикальные симметричные линии-петельки – одну слева, а другую справа.
2. Указательными пальцами обеих рук синхронно обводи эти линии сверху вниз (выполняй то же средними, безымянными пальцами и мизинцами).
3. Цветными карандашами синхронно обводи эти линии. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
• Игра «Фигуры».
1. Нарисуй на листе бумаги два круга – один слева, а другой справа, ниже нарисуй треугольники и квадраты.
2. Указательными пальцами обеих рук синхронно обводим эти геометрические фигуры.
3. Выполни то же упражнение с закрытыми глазами.
4. Тренируйся одновременно чертить правой рукой круг, а левой – квадрат.
• Игра «Клубочки».
1. Выбери цветные карандаши. Одновременно обеими руками по часовой стрелке рисуй на листе бумаги клубочки.
2. Старайся, чтобы движения обеих рук были синхронными. Клубочек какого цвета ты рисуешь левой рукой? Клубочек какого цвета ты рисуешь правой рукой?
3. Усложненный вариант – одновременно произносить скороговорку: «Котик ниток клубок уволок в уголок».
1. Нейродефектологические приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие / авт. -сост. Е. И Боровая. – Екатеринбург, 2023. – 16 с.
2. О. А. Новиковская «Попробуй повтори! Нейропсихологические упражнения для развития мозга». Набор карточек с рисунками.
3. Саминович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 12-е изд. – М. : Генезис, 2022.-474с.
4. Логвина Е. Н. Нейромотрика. / Е. Н. Логвина. – М. : АСПИ, 2021. -106с.