Елена Мареева
Недельный проект в старшей группе детского сада «Эта голубая гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Недельный проект в старшей группе «Эта голубая гжель».
ГБДОУ детский сад№2 СПб пушкинский район. Воспитатель Мареева Елена Викторовна, первая категория.
Введение
В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Акцент делается на воспитание таких качеств юных граждан России, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, любовь к родному дому, природе, культуре своей страны. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками духовной культуры
Публикация «Недельный проект в старшей группе детского сада „Эта голубая гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность создания проекта.
. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяют добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивают у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывают интерес к народному творчеству. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. Глядя на гжельские узоры, ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям; поэтому актуальным является поиск, оптимизирующих процессов формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании народно-прикладного искусства в декоративном рисовании.
Роспись в стиле Гжель доступна для изучения, с ее помощью формируются навыки кистевой росписи, развивает мелкую моторику рук, способствует развитию творческих способностей и воображения.
Тема проекта на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей
Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, любящие свою родину, социальноответственные.
Цель проекта.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для детей и родителей для знакомства с народным промыслом Гжель.
Тактические цели.
1. Создать предметно развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с гжельским промыслом.
2. Подобрать и оформить методический материал для проекта.
3. Организовать материально – техническое обеспечение.
Задачи
- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями народных мастеров.
- Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей и прививать эстетический вкус через знакомство с произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
- Привлекать родителей к участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве,Гжель.
- Частично сформированы практические умения и навыки в составлении узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы по теме проекта.
- Создана презентация по теме проекта, игры, подобран демонстрационный материал.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по искусству Гжели.
- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
.
Продукт
1. Создание мини музея.
2. Выставка детских работ.
3. Презентация по теме, подбор и оформление картотеки «Все о гжели».
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на одну неделю
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Результативный этап
План мероприятий
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
• Изучить литературу по теме проекта.
• .Провести мониторинг детей и родителей по теме проекта.
• .Пополнение новыми материалами развивающей среды.
• .Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми в режимные моменты.
• .Создание презентации «Эта голубая гжель»
2 этап – Практический.
• Социально-коммуникативное развитие. Беседы: «Сине-голубое чудо Гжель»,, «Ремесла на Руси рассматривание альбомов с иллюстрациями по теме, сюжетно-ролевая игра «Магазин народных промыслов»; дидактические игры «Укрась посуду», лото «Русские узоры», пазлы «Собери гжельский сувенир»
• Познавательное развитие. Виртуальная экскурсия на фабрику гжельских мастеров : просмотр презентации «Эта загадочная Гжель», конструирование из бумаги «Кружечка».
• .Речевое развитие. Составление описательных рассказов «Гжельский сувенир», пересказ легенды – сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; чтение авторской сказки М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; стихов о гжели (Н. Сурьянова «Синие цветы гжели», «Гжель», П. Синявский, «Незатейливый узор», Н. Радченко, «Гжель», Н. Радченко
• Художественно-эстетическое развитие. Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель», Л. Куцакова, «Сказочная гжель», Ю. Межуева. Рисование «Укрась посуду», «Сказочная птица», «Роспись матрешки». Аппликация «Шаль для мамы с голубыми цветами». Слушание музыки русские лирические мелодии ; «Лебедушка», «Сударушка», П. Синявской «Незабудковая гжель», «На Руси умельцев много», муз. Иванова.
3 этап- Результативный этап.
• Выставки детских работ.
• Создание альбома «Волшебная гжель».
• Создание презентации «Эта голубая гжель»
• Публикация проекта на сайте детского сада.
• Организация мини музея «Русские промыслы».
Работа с родителями по проекту.
• Консультации для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей».
• Помощь в сборе экспонатов для пополнения мини музея в группе.
Итоги работы по проекту.
В результате реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать виды декоративных росписей,научились создавать выразительные узоры, у детей появилось желание посещать музеи и выставки. Расширены и систематизированы знания детей о народном искусствеГжели. Сформированы умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу. Созданы наглядно- дидактические пособия, презентации, игры по теме гжельского промысла.