Папки-передвижки

Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»

Наталья Адамовна Александрова
Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

1.1. Автор проекта :

Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».

1.2. Руководитель проекта :

Ковальчук Людмила Николаевна – старший воспитатель МДОУ №4 «Калинка».

1.3. Участники реализации проекта :

• Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4; «Калинка».

• Идиятулина Галине Шахилисламовна - воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».

• Смелкова Нина Николаевна – учитель-логопед МДОУ №4 «Калинка».

Публикация «Недельный познавательно-исследовательский проект „Откуда берется ветер?“» размещена в разделах

1.4. База экспериментальной работы:

Старшая коррекционная группа МДОУ №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ.

1.5. Тип проекта :

Познавательно – исследовательский.

2. Актуальность

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе сотрудничества, сотворчества.

3. Программа проекта

Цель: определение условий, системы, методов и приёмов работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, которые обеспечивали бы и восполнение пробелов в формировании представления о таком явлении природы, как «ветер», и преодолении речевого недоразвития.

Задачи:

• изучить и проанализировать литературу по данной теме;

• провести обследование детей с целью выявления уровня знаний по теме;

• наметить основные направления, методы и формы работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника с ОНР;

• разработать план работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений и реализовать его в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

• определить механизм взаимодействия воспитателей с логопедом и родителями.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: повышение эффективности работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений у детей будет более успешным, если:

• обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, логопеда с учетом специфического состава группы;

• создать оптимальные условия по реализации проекта;

• привлечь родителей к процессу коррекционной работы.

Пути реализации:

• разработка плана работы по теме «Откуда берется ветер;

• разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности «Ветер – невидимка»;

• организация работы экспериментальной мини-лаборатории;

• создание мини-центра «Ветра»;

• создание предметно-пространственной развивающей среды группы.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ДРУЗЕЙ»

Старший дошкольный возраст

Цели: формирование представления о таком природном явлении, как «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

Задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.

• Обогатить и активизировать словарь по теме «Откуда берется ветер.

• Учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх.

• Развивать интерес к явлениям неживой природы.

• Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

• Развивать семейное творчество и способствовать сотрудничеству семьи и детского сада.

• Формировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

• Корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.

Виды совместной деятельности

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Коммуникация

Беседы:

• беседы с использованием личного опыта детей.

«Ветер – это хорошо или плохо?».

«Для чего дует ветер.

Свободное общение:

«Что такое ветер.

«Какой бывает ветер.

Взаимосвязь с родителями:

• Анкета «Природа и мы».

• Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

Познание

Рассказ воспитателя:

«Как рождается ветер.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, считалок, скороговорок, чистоговорок.

Рассматривание:

• фото, иллюстраций, картинок, рисунков других детей.

Исследовательская деятельность:

• Наблюдения «Облака в ветреную и безветренную погоду», «Флюгер», «Дым», «Как ветер гонит рябь по лужам», «Волны на реке», «Наблюдаем за ветером из окна».

Опыты и эксперименты: «Откуда берется ветер, «Ветер – это движение воздуха», «Летающее перышко», «Живая змейка», «Ветер в пустыне», «Откуда появляются волны.

Игры-опыты: «Кораблики», «Веер», «Морской бой», «Дуем – играем».

• Игры с парашютами, вертушками, султанчиками, воздушными змеями.

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры, задачи на логику:

• Д/и «Какой ветер, «Польза – вред».

• Игры и упражнения на развитие дыхания «Ветробол», «Веселые медузы», «Шар в корзину», «Рыбки – резвушки».

• Задачи на логику на тему «Ветер».

Речевые игры и упражнения: «Скажи-ка нам, ветер», «Ветер бывает разный»,

• Пальчиковые игры «Ветер и мельница», «Ветер», «Осенний ветер».

ПИПД (конструирование из бумаги) : «Веер – друг ветерка», «Самолет».

ФЭМП (по методике И. А. Помораевой, В. А. Позиной).

Непосредственно образовательная деятельность «Ветер – невидимка» (интеграция образовательных областей).

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (смотри создание условий для самостоятельной деятельности детей).

Социально-личностное развитие

Социализация, труд, безопасность.

Социализация

Экскурсии:

• В дубовую рощу в ветреную погоду.

• Поход на берег Волги.

Участие в игре - викторине «Ветер – труженик».

Сюжетно-ролевые игры:

«В гости к ветру».

«Семья».

Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом (изготовление вертушек, воздушного змея для игры с друзьями; сбор детей на прогулку в ветреную погоду).

Театрализованные игры:

• Игра – инсценировка «Ветер, солнце и мороз», «Где живет ветер».

• Игра – драматизация «Как ветер растениям помогает».

Труд

• Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

• Разместить на участке воздушные змейки, флюгера для наблюдений; ловушки для ветра.

Ручной труд:

«Парашютный десант».

Безопасность

Беседа с детьми:

«Правила поведения при урагане и буре на улице».

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество, музыка

Художественное творчество

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Ветер – проказник».

• Лепка «Наш друг - ветерок».

• Аппликация «Укрась веер».

• Изготовление поделок «Мастерская ветерка».

Музыка

По плану музыкального руководителя.

Слушание аудиозаписи звуков ветра.

Слушание песен о ветре.

Физическое развитие

Физкультура, здоровье

Физкультура

Подвижные игры

«Осенний ветер и листочки».

«Северный и южный ветер».

«Море волнуется».

«Попади в обруч» (с бумажными самолетиками).

Здоровье

Физкультминутки:

«Непоседа - ветер».

«Ветер веет над полями».

«Ветер тихо клен качает».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Картинки и картины по теме «Ветер».

Стихотворения:

• Белозеров Т. «Кладовая ветра».

• Придворов М. «Что делает ветер? Где спит ветер.

• Лагздынь Г. «Видел я, как ветерок».

• Артюхова Н. «Зимние ветры».

• Прокушева Т. «Колыбельная ветра».

• Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок).

• Городецкий С. «Колыбельная ветровая».

Рассказы и сказки:

• Украинская народная сказка «Ветер, солнце и мороз».

• Андерсен Г. Х. «Ветряная мельница».

• Ушинский К. «Солнце и ветер».

• Латышская народная сказка «Солнце, мороз и ветер».

Сказки: «Золотые колосья», «Сказка о ветре».

• Рыжова Н. «Разговор с ветром».

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Центр продуктивной деятельности: Подборка материалов для изготовления атрибутов для игр-инсценировок. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Центр экспериментальной деятельности «Ветерок» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, напальчники, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашюты, бумажная змейка, свеча, веера, кораблики, вентилятор, емкости с водой.

Взаимодействие с семьёй

• Выступление на родительском собрании «Детская лаборатория и занимательные опыты».

• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.

• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».

• Пополнение центра экспериментирования силами родителей и детей.

Заключение.

Ожидается, что представленная организация материала будет обеспечивать коррекционную направленность обучения и способствовать:

• Расширению представлений детей о ветре, о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

• Развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативным навыкам;

• Формированию навыков и умений сам

остоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

• Развитию умения делать выводы, из полученных результатов.

Презентация проекта :

• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.

• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».

• Творческая презентация с участием детей «Кто лучше расскажет о ветре».

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ.

4. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

5. Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В. А. Москва «РОСМЭН» 2002г.

6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

7. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Нестандартное игровое оборудование на участке детского сада» Проект Тема: «Нестандартное игровое оборудование для детей среднего дошкольного возраста на участке детского сада». Название проекта: «Гусеница»,.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 18:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД