Кудайбергенова Альбина
Неделя психологии «Радуга настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 19 общеразвивающего видас приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников ”Капитошка”г. Орска»
(МДОАУ “Детский сад № 19 г. Орска”)
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ
“РАДУГА НАСТРОЕНИЯ”
Разработала: педагог-психолог
Кудайбергенова Альбина Илютаевна
Орск, 2021 г.
Неделя психологии в ДОУ “ Радуга настроения”
Публикация «Неделя психологии „Радуга настроения“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции у ребёнка дошкольного возраста предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе. И эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции.
Цель: развития эмоционально-волевой сферы и социального интеллекта детей
Задачи:
- способствовать осознанию детьми себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки детей;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
Дети…
- научатся рассказывать о себе и своем социальном окружении;
- будет знать о собственных индивидуальных особенностях и особенностях своих сверстников;
- научатся понимать и описывать свои чувства и желания;
- будут способны выражать эмоциональные состояния различными способами и контролировать реакции;
- научатся устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием ему предшествующем;
- научатся взаимодействовать с коллективом.
Методические приемы:
• мимические и пантомимические этюды;
• упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, дидактические);
• коммуникативные упражнения;
• свободное и тематическое рисование;
• психогимнастика (психомышечная тренировка);
• элементы психологического тренинга.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный:
• Подбор и изучение методической литературы.
• Разработка плана реализации недели психологии.
• Анализ компьютерных сред для создания интерактивных занятий.
• Раздать задания по группам.
• Приобретение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
2 этап – основной:
• Реализация основных видов деятельности по плану.
• Организованная деятельность по ознакомлению с эмоциями.
• Чтение художественной литературы.
• Игровая деятельность (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные).
• Организации выставок детского творчества
Театральная постановка «Путешествие в страну чувств»
• Консультации для родителей, оформление стендов.
3 этап - заключительный:
• Организация выставки рисунков «Автопортрет», «Смешной страх»
• Оформление совместно с родителями газеты «Я дарю тебе радость».
• Обобщение опыта по результатам реализации недели психологии.
Мероприятия по реализации программы
В первый день проведения недели психологии при входе в Учреждение весит радуга, рядом в коробочках, лежат цветные листочки, которые педагог-психолог предлагает родителям и детям приклеить в соответствии с их настроением. В конце недели, совместно с родителями создается газета «Я дарю тебе радость». В группах проводится обсуждение получившиеся газеты. Делаются соответствующие выводы.
1. Ролевые игры
«Сиамские близнецы»
«Волшебные средства»
«Кладоискатель»
«Король боровик не в духе»
«Театр»
2. Игры
«Снежный ком»
«Имя моё»
«Клеевой дождик»
«Дружба начинается с улыбки»
«Ручеек радости»
«Портрет»
«Чудо-ладошки»
«Тух-тиби-дух»
«Смешинки и злючки»
«История про Танечку и Ванечку»
«Шариковая груша»
«Шкала гнева»
«Волшебные рисунки»
«Живая шляпа»
«Рыбаки и рыбки»
«Три характера»
«Встреча настроений»
«Тренируем эмоции»
«Воздушное настроение»
3. Рисование: «Автопортрет», коллективная работа «Настроение в группе» (коллаж, «Смешной страх»,
4. Чтение художественной литературы:
Пословицы и поговорки о настроении
Стихи и загадки о настроении
Чтение стихов и рассказов о эмоциях и настроении
Т. В. Титова «Пропал Петя-петушок»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
А. М. Кириллов «Ничуть не страшно»
В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
К. Чуковский «Телефон»
Носов «Живая шляпа»
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
6. Работа с родителями:
оформление стенгазеты «Я дарю тебе радость»
изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
консультации, оформление стендов.
Литература:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций.
2. Хухлаева О. В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы.
3. М. В. Ильина Чувствуем- познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально волевой сферы у детей 3-4 лет.
4. Д. Г. Кайль Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ «РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»
Дни недели
Мероприятия Ответственные
Вторник
Цвет дня: красный
Цитата дня: «Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повиливает».
Гораций
Тема дня:
«Что такое эмоции?»
Акция «Радуга настроения»
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Упражнения:
«Лица»
«Маски»
Беседа «Расскажи о себе»
Игры:
«Снежный ком»
«Мое имя»
Выставка рисунков “Автопортрет”
Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели
Среда
Цвет дня: оранжево-желтый.
Цитата дня: «Лучшее украшение жизни- хорошее настроение».
Алексей Батиевский,
Тема дня: «Радость» Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Р. Скарри «Город добрых дел»
Сюжетно – ролевые игры:
«Путешествие»
«Театр»
Этюды:
«Кто как радуется?»
Психогимнастика «Ручеек радости»
Игра «Клеевой дождик» Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели
Четверг
Цвет дня: зелёный
Цитата дня: “И падая духом можно сильно ушибиться”.
Михаил Генин.
Тема дня: «Грусть» (печаль).
Чтение художественной литературы:
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Т. В. Титова «Пропал Петя-петушок»
Сюжетно – ролевые игры:
«Больница»
«Зоопарк»
Игры:
«Портрет»
«Кладоискатель»
«Чудо-ладошки»
Этюды на выражение чувства грусти;
“История Обидок и Грустинок” Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели
Пятница
Цвет дня: сине-голубой
Цитата дня: «Тучи для того и нужны, чтобы радоваться солнцу».
Народная мудрость.
Тема дня: «Гнев. Почему я злюсь?» Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Телефон»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Сюжетно – ролевые игры:
«Поликлиника»
«Кафе»
Игры:
«Тух-тиби-дух»
«Смешинки и злючки»
«История про Танечку и Ванечку»
«Шариковая груша»
«Шкала гнева»
Этюд «Король боровик не в духе»
Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели
Понедельник
Цвет дня: фиолетовый
Цитата дня: «Страх делает умных глупцами и сильных слабыми»
Ф. Купер
Тема дня:
«Страх. Почему я боюсь?»
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Носов «Живая шляпа»
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Игры:
«У зубного врача»
«Живая шляпа»
«Рыбаки и рыбки»
Беседа «Когда тебе бывает страшно?»
Упражнение «Воспитай свой страх»
Рисование «Смешной страх» Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели
Вторник
Тема дня: «Эмоции и я. Учусь управлять собой!» (итоговое) Игры:
«Три характера»
«Встреча настроений»
«Тренируем эмоции»
«Воздушное настроение»
Закрытие недели психологии
Подведение итогов
Вручение грамот
Стенгазета “Я дарю тебе радость” Педагог-психолог,
Старший воспитатель,
Воспитатели