наталья бурмистрова
Неделя географии для 9 и 10 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №27 Г. -К. АНАПА
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«НЕДЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
Наша удивительная Планета»
Разработала:
Бурмистрова Н. М.
2022-2023 уч. год
Цель:
Посредством влияния «Недели географии» на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету повышать их образовательный уровень, самостоятельность и творчество.
Принцип проведения недели : каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Публикация «Неделя географии для 9 и 10 классов» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Прогнозируемый результат:
-приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
-развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Формы взаимодействия в процессе проведения Недели были разнообразны : -викторины, игры;
-конкурсы;
-путешествия;
-беседы, сообщения;
-акции.
Предметная неделя - одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид внеклассной работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Достоинством проведения предметной недели является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания к учебному предмету.
П Л А Н
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Открытие недели географии.
- сообщения на уроках географии на тему : «Наша удивительная планета»; рассказать ребятам, что будет входить в неделю, какие мероприятия, как в них принять участие.
- с ребятами 9 класса и 10 класса обсудить план мероприятия, выбрать ведущих-учеников желающих, оказать помощь учителю в проведении мероприятий.
- оформить плакат «Знаменательные календарные дни», связанные с природой, экологией, географией.
- подключить в работу школьную библиотеку, в проведении мероприятий, оформление книжных выставок.
- оформить стенд с рисунками «Морские обитатели»
(До начала проведения недели был объявлен конкурс рисунков «Морские обитатели». Ребята из 5 - 9 классов с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Был оформлен стенд)
В течение недели в школе пройдут разнообразные мероприятия, в ходе которых можно будет узнать много нового и интересного о нашей удивительной планете. Также мы попробуем выявить самых сообразительных и находчивых ребят, лучших знатоков природы. За активное участие во всех мероприятиях, которые будут зарабатывать отличные оценки.
Географическая разминка «Гонка за лидером». (проводится в первый день на уроках географии)
Весёлые вопросы могут вызвать у ребят живой интерес и каждый сможет оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку и получить баллы-фишки)
Вопросы:
-В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой твердый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется. (вечной мерзлотой).
-Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)
-Самая плодородная почва. (Чернозем.)
-Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)
-В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.)
-В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.)
-Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.)
-Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)
-Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.)
-Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антарктида.)
-Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.)
-Родина футбола и баскетбола. (Англия.)
-Самая длинная река в мире. (Нил.)
-Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.)
-Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озерам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте. (Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория.)
-Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.)
-Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое.)
-Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (лиса)
-Птичий домик. (гнездо)
-Дерево-символ нашей Родины. (берёза)
-Ночная птица. (сова)
-Нос птицы. (клюв)
-Ребёнок кошки. (котёнок)
-Курица мужского рода. (петух)
-Кто спит под своими ушами. (заяц)
-Зимнее логово медведя (берлога)
-Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока)
-Колобок, обросший иголками.
(ёжик)
-Что случается с пчелой после того, как ужалит? (умирает)
-Двоюродные братья зайцев. (кролики)
-Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)
-Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)
-Кто спит вниз головой (летучая мышь)
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Мероприятие для начальных классов. (объединили два Международных праздника «День кита» и «День дельфинов»)
- Краткое сообщение ребятам о китах и дельфинах, их обитание, значение для людей, сохранение на планете. Рассказать, что дельфины обитают и у нас в Черном море.
- Показ видео о китах, дельфинах.
- Нарисовать с детьми китов и дельфинов (если кто не умеет рисовать совсем, то использовать раскраску, кто не хочет рисовать- предложить собрать пазлы.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
«В царстве Нептуна и Водяного» (посвященный Международному дню Черного моря -31 октября)
- выставка морских обитателей (раковин моллюсков, морских звезд, поделок из раковин и пр.);
- сообщение ребят интересной информации о море;
- конкурс рисунков,
- увлекательнейшее виртуальное путешествие
в подводный мир, просмотрев видеофильм «Коралловый рай» или подводный мир Черного моря.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
В гостях у океанов «Океаны на глобусе и карте» (урок связан с Всемирным днем океанов – 8 июня)
- выставка книг авторов, которые в своих произведениях описывали мир океанов.
- для начальных классов показать фильм или мультфильмы связанные с животным и растительным миром океанов.
-урок «Океаны на глобусе и карте».
Тема: «Океаны на глобусе и карте полушарий»
Цель урока: формирование знаний о Мировом океане.
Задачи:
образовательные:
-Дать представление об океанах, формировать более точные географические представления о расположении на глобусе и карте полушарий;
-Продолжить формирование навыков работы с контурной картой;
коррекционно-развивающие:
-Коррекция памяти при запоминании названия океанов с использованием карты;
-Коррекция пространственной ориентировки при показе океанов на физической и контурной карте;
-Коррекция связной устной речи путём пересказа по опорным словам;
воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность при выполнении практической работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и наглядные пособия:
Физическая карта полушарий, контурные карты, глобус, атлас, презентация.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
-Какую большую тему мы изучаем? (Земной шар)
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Распределение воды и суши на Земле)
- Прочитайте, что мы называем сушей? (выборочное чтение)
Итак, материки и части света – это суша.
- А каким цветом на карте обозначена суша? Найдите определение в учебнике.
- А какой цвет чаще всего встречается на глобусе и карте? (голубой, синий)
- Почему? (Воды больше, чем суши) Почему есть и голубой, и синий цвет?
Актуализация новых знаний.
- Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделан-ной из космоса, мы можем видеть огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. Как называются эти
огромные участки воды вы узнаете, расшифровав слово.
Проверьте по словарику, правильно ли вы расшифровали это слово.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об океанах, это тема нашего урока.
Откройте тетради и запишите тему «Океаны на глобусе и карте».
Целеполагание. А теперь давайте подумаем, что же мы должны узнать сегодня на уроке. Продолжите предложение, используя слово «океан»
На уроке мы узнаем:
- сколько на Земле … (океанов)
- названия (океанов)
- научимся показывать … на карте.
Объяснение нового материала.
- Чтобы ответить на первый вопрос, прочитаем первый абзац учебника.
Итак, на Земле существует 4 океана. Чтобы узнать название первого, самого большого океана, вычеркните все буквы «А» (карточки, один у доски)
АТАИААХААИААААЙА
Самый большой по площади – Тихий океан. Посмотрите слайд и скажите, сколько материков омывает этот океан.
Нанесём название этого океана на карту.
Тихим его назвал португальский мореплаватель Фернан Магеллан. Запомните это имя, мы ещё будем говорить о нём. В то время люди плавали на парусных судах, и во время первого кругосветного плавания этот океан оказался спокойным, тихим. Моряки долгое время стояли на месте из-за отсутствия ветра. На самом деле в Тихом океане бывают сильные штормы, ураганы и цунами. Что такое цунами? Мы уже знаем это слово.
Это не только самый большой, но и самый глубокий океан земного шара. Там находится Марианская впадина (16) – самое глубокое место в мире. Её глубина 11 километров 35 метров. Учёные побывали там и обнаружили много ранее неизвестных морских животных.
Атлантический океан.
Название следующего океана прочитаем по слогам.
Раньше люди даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический.
Посмотрите на слайд(19) и скажите, почему в Атлантическом океане такая разнообразная природа. (Он тянется через весь Земной шар –с севера на юг, через все климатические пояса)
Прочитаем об этом океане в учебнике. Какое незнакомое слово вам встретилось? (Гольфстрим) Что это? Гольфстрим – тёплое течение, которое имеет очень большое значение для климата нашей планеты.
Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров.
Нанесём название океана на карту.
Физминутка. "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
- А теперь посмотрите на схему в учебнике на стр. 106 и скажите, какие океаны мы не назвали?
Работа с учебником в группах.
Задание для групп
1 группа – прочитать об Индийском океане и найти его на карте.
Выделить основные слова. (самый тёплый, ураганы, 4 материка, Индия (у доски карточки распределить по океанам, 2 человека)
2 группа – прочитать о Северном Ледовитом океане и найти его на карте.
Выделить основные слова. (самый маленький, много островов, 2 материка, льды, 4 метра)
Перескажите текс по опорным словам.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:
- Почему Индийский океан самый тёплый?
- Почему Северный Ледовитый океан получил такое название?
Нанесём океаны на к/к.
Закрепление нового материала.
1. На слайде к/карта полушарий. На каждом океане номер, ученики должны назвать (или записать в тетради) океаны в соответствии с номером.
1.
2.
3.
4.
2. Подбери определение к названиям океанов:
Тихий, Индийский, Северный Ледовитый - великий, полярный, самый холодный, ледяной, глубокий, самый маленький, самый большой, самый тёплый,
Подведение итогов.
А теперь давайте вернёмся к нашим целям урока.
Мы должны были узнать, сколько на земле океанов. Ответьте полным ответом. Назовите океаны.
Я увидела, что вы теперь можете показать океаны на карте и глобусе.
Домашнее задание.
Базовый уровень.
1. Прочитать текст в учебнике на стр. 106-108;
2. Найти в тексте слова о значении океанов в жизни человека.
Минимальный уровень.
Прочитать текст в красной рамочке. Знать названия океанов.
Рефлексивно-оценочный этап (формировать умение оценивать свою деятельность и работу товарищей)
Выставление оценок с комментарием.
- Как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?
Кто допускал ошибки?
Теперь я знаю (сколько на Земле океанов, названия океанов)
Теперь я умею (показывать океаны на карте и глобусе)
Дополнительный материал.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для северных сторон
Ледовитый шлет поклон.
Совершив экскурсию по уроку, учащиеся познакомились с понятием Мировой океан, у ребят сформировались более точные географические представления о расположении на глобусе и карте полушарий; познакомились с подводным миром.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
- Экологическая сказка «Колобок»
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Экологическая сказка «Колобок»
Оборудование: костюмы бабки, дедка, колобка, медведя, лисы, волка, зайца, домик плоскостной, для Медведя-рыбака – речка из ткани, удочка, ботинок, мусор (бумажки, банки, фантики, для Зайца – поляна с ромашками (искусственные цветы, для Волка – «свалка» (имитирующая мусор, березка, пенечки, презентация со знаками поведения в лесу, мультимедийная установка.
Музыкальный зал оформляется по содержанию сказки.
Ведущий:
-В обыкновенном доме жили-были дед да баба. Испекла баба деду колобок и положила остужать на окно. Сидит колобок на окне и поет песню.
Колобок:
Отравленный туман
Над домом проплывает
Из кочегарки дым
Над нами пролетает
Вся копоть пыль и грязь
На легких оседает
И газом выхлопным
Фырчит автомобиль
Ап – чхи!
Колобок:
-Уйду на чистый воздух в лес.
Ведущий:
-Покатился колобок по улицам к лесу, потом по лесной тропинке скатился под горку и оказался на полянке … И увидел такое, что сердце защемило, плохо стало.
Заяц:
-Что с тобой колобок? Почему ты плачешь?
Колобок:
-Ромашки сорваны и тут же брошены.
А как хотелось им еще цвести
Зачем загублены цветы хорошие
Природа этого нам не простит.
Заяц:
-Не плачь колобок, может найдутся люди добрые помогут нам.
Ведущий: (вывешивается знак)
-«Пусть запомнят все друзья, много рвать цветов нельзя».
Покатился колобок дальше, катится прямо к речке. А там медведь рыбу ловит.
Колобок:
-Здравствуй медведь!
-Что делаешь?
Медведь:
-Рыбу ловлю (вытаскивает башмак и поет). На мотив: «Не жалею, не зову, не плачу»
Я теперь скупее стал в желаниях
Не хочу из речки воду пить
Засорили речку всякой дрянью
Даже рыбам стало трудно жить.
Ведущий: (вывешивается знак)
-«Пусть запомнят все друзья, речку засорять нельзя».
Покатился колобок дальше по тропинке. Катится между елками, между березками. Покатился с горки бух – бабах! Очутился на свалке.
Волк:
-Здравствуй колобок!
-Что ты тут делаешь?
Колобок:
-Захотелось погулять, свежим воздухом подышать, а тут такое…
Когда я с горочки спустился
Я был всему безумно рад
Но вдруг на свалке очутился
И еле выбрался назад.
Ведущий: (вывешивается знак)
-«Пусть запомнят все друзья, в лесу мусорить нельзя!».
Покатился колобок дальше. Навстречу ему лиса.
Лиса:
-Здравствуй милый!
Что это с тобой?
Я тебя совсем не узнаю.
Почему чумазенький такой?
Я тебя такого не люблю.
Колобок:
-Я колобок, колобок
Я от бабушки сбежал
На природе я гулял
И такое увидал…
Речку засорили
Лес захламили
Цветы погубили
Хочу к бабушке обратно.
Деду, бабе расскажу
Может, найдутся добрые люди
Наведут порядок.
Лиса:
-Ах, вот ты какой
Не съем тебя
Катись своей дорогой
Может и мне будет от этого польза.
Все актеры:
-Все должны давно понять, природу надо охранять!
Ведущий представляет актеров, принимавших участие в инсценировке, и поводит итог:
-Дети, давайте будем беречь, и охранять природу: не будем засорять речку, лес, устраивать свалки, ведь красота природы зависит от нашего к ней отношения!
- Подведение итогов
Результатом Недели было :
-приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
-развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
-развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Заключение.
В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.
Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.