Юлия Бондаренко
Название проекта «Разные дети — равные возможности!»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
«Инклюзивный детский сад»
«Разные дети – равные возможности!»
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»
города Воронежа
в номинации «Возможности без границ»
В центре города Воронежа на улице Ленина расположен детский сад комбинированного вида № 33, в котором, начиная с 1996 года, одной дружной семьёй воспитываются здоровые дошкольники и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Поиск путей предоставления равных стартовых возможностей в получении доступного дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста независимо от состояния их здоровья определил направление работы МБДОУ № 33 города Воронежа – создание инклюзивной образовательной среды. Для реализации данного направления педагогическим коллективом детского сада была выдвинута инициатива о разработке и реализации долгосрочного проекта «Разные дети – равные возможности!», который успешно внедряется в практику работы детского учреждения с 2010 года.
Публикация «Название проекта „Разные дети — равные возможности!“» размещена в разделах
Социальная значимость проекта «Разные дети – равные возможности!» состоит в том, что на сегодняшний день МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» является одним из крупных дошкольных учреждений города Воронежа, в котором созданы кадровые, материально – технические, средовые условия для совместного образования здоровых дошкольников и детей с ОВЗ. Так же наш детский сад оказывает дистанционную консультативную и коррекционно-развивающую помощь детям с тяжёлыми нарушениями развития и родителям, проживающим за пределами города и не имеющими возможности приехать в детский сад. Наш детский сад посещают более 370 дошкольников, из которых 72 имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья, из них – 57 дошкольников инвалиды детства. Дошкольники с расстройствами аутистического спектра, нарушением слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, тяжёлыми нарушениями речи в детском саду могут получить не только квалифицированную коррекционно-развивающую помощь, но и, благодаря проекту «Разные дети – равные возможности!», могут общаться, играть, бегать, петь, танцевать вместе со здоровыми детьми, полноценно проживать счастливую пору своей жизни – детство.
Цель проекта «Разные дети – равные возможности!» реализовать воспитание и развитие дошкольников с ОВЗ в среде здоровых сверстников, которое обеспечит формирование основ здоровой личности, включение детей в систему социальных отношений, проживание всеми детьми ситуаций успеха и оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь. В рамках этого проекта внедряются разнообразные формы помощи детям с ОВЗ - воспитанникам детского сада, которые направлены на улучшение качества жизни каждого малыша, его всестороннее развитие, сохранение и укрепление здоровья, социальную адаптацию.
Для решения задач проекта в нашем учреждении создан центр координации инклюзивных процессов (ЦКИП, который решает как стратегические, так и оперативные задачи. ЦКИП является органом стратегического планирования и координации деятельности по внедрению инклюзивного обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Центр координации инклюзивных процессов создан для объединения и координации усилий специалистов разного профиля в МБДОУ с целью создания целостной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Поиск возможностей в предоставлении способов организации взаимодействия детей с разными стартовыми возможностями определил структуру детского учреждения. В настоящее время в детском саду функционируют группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной направленности. Для детей с комплексными нарушениями развития и их родителей работают структурное подразделение «Лекотека» и консультационный центр. Благодаря такой структуре учреждения, опытные специалисты под руководством центра координации инклюзивных процессов могут подобрать адекватные уровню развития и возможностям конкретного ребёнка с ОВЗ способы включения в общую образовательную среду детского сада. Осуществление грамотного психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников позволяет выбрать наиболее подходящий в данный момент способ включения ребёнка с ОВЗ в общую образовательную деятельность. Это могут быть прогулки с детьми групп общеразвивающей направленности в сопровождении учителя-дефектолога, участие в свободных играх детей, посещение праздничных мероприятий, соревнований, участие в мероприятиях городского, областного, федерального уровня.
Для расширения объема оказания диагностической, консультативной, методической и психолого-педагогической помощи, для преодоления чувства незащищённости и изоляции детей с комплексными нарушениями развития наши педагоги проводят консультации для родителей и занятия для детей в дистанционном режиме и в режиме выездных мобильных бригад. Родителям ребёнка даже из отдалённого села можно обратиться за помощью через сайт нашего учреждения, и специалисты детского сада подберут необходимую форму помощи ребёнку-инвалиду.
Обеспечение готовности педагогического коллектива к принятию идей инклюзивного образования и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов являются важными и необходимыми условиями реализации инновационного проекта «Разные дети – равные возможности!»
Центром координации инклюзивных процессов при содействии таких социальных партнёров нашего учреждения как Воронежский педагогический университет, Воронежский институт развития образования разрабатываются и систематически проводятся в очной и дистанционной форме курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, мероприятия по обмену для педагогов. Наши педагоги имеют возможность транслировать свой опыт на районном, городском и региональном уровнях.
В практике реализации проекта «Разные дети – равные возможности!» мы ввели такие понятия как внутренний и внешний круги инклюзии. Внутренний круг инклюзии предполагает разнообразные формы включения дошкольников с ОВЗ и организацию взаимодействия всех воспитанников в образовательную деятельность внутри детского сада. Внутренние инклюзивные практики являются прекрасной возможностью организовать взаимодействие детей в коммуникативной, игровой, продуктивной, исследовательской деятельности. Дошкольники с ОВЗ и здоровые дети вместе участвуют в прогулках, образовательных мероприятиях, праздниках, концертах, что позволяет создать систему образовательной работы по включению детей в единое образовательное пространство детского сада и созданию единого детского коллектива на основе гуманных, толерантных отношений. Воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» разрабатывают интересные, добрые и трогательные мероприятия, на которых дети, независимо от состояния здоровья, возраста вместе играют, рисуют, делают поделки, учатся выручать и помогать друг другу.
Фотоотчёты о таких мероприятиях можно увидеть на сайте нашего детского сада, а комментарии воспитателей не оставляют равнодушными ни детей, ни их родителей: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами групп общеразвивающего вида «Ручеек» и компенсирующего вида «Полянка» по сопровождению инклюзии, способствовало формированию толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.
После занятия физической культурой мы, воспитатели, в тёплой дружеской обстановке с чаепитием разговаривали с детьми о том, что «мы все разные, но мы все равные». «о доброте в нашем сердце», а потом все вместе пошли на прогулку и кормили зимующих птичек. День совместный прошёл плодотворно и жизнерадостно!»
Жизнь ребёнка-инвалида не должна ограничиваться пределами дошкольного учреждения. Поэтому с целью преодоления социальной изоляции необходимо включение детей с ОВЗ в деятельность вне дошкольного учреждения. Понятие внешнего круга инклюзии связано с возможностью включения детей с ОВЗ в деятельность через сеть социальных партнёров детского сада. На сегодняшний день нашими партнерами являются образовательные учреждения (ВИВТ, ВГПУ, ВИРО, ВГПГК школы) учреждения культуры (дома творчества, театры, творческие объединения, учреждения физического развития и валеологической направленности (спортивные школы, секции, учреждения духовно-нравственного направления (Воронежская епархия, волонтёрские объединения, экологическая станция. Организация совместных мероприятий с социальными партнерами, участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах, соревнованиях на уровне района, города позволяет нашим воспитанникам с ОВЗ обогатить свой социальный опыт, приобщиться ко всем сторонам жизни, расширить навыки взаимодействия в социуме.
Большое значение в создании инклюзивной образовательной среды уделяется работе с семьями воспитанников. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Часто родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. Поэтому важным направлением в реализации проекта «Разные дети – равные возможности!» является работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность в качестве активных участников, организацию совместных музыкальных, спортивных, игровых мероприятий с целью демонстрации возможностей инклюзивного образования.
Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, в рамках проекта организован клуб «Мой ребёнок особенный!», целью деятельности которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем, просвещение родителей, создание условий для взаимной поддержки и обмена родительским опытом. В родительском клубе проводятся совместные занятия с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческим видам деятельности, а также система групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.
Одним из направлений работы клуба является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и родителей, что способствует развитию положительных отношений в семье и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.
В клубе «Мой ребёнок особенный!» родители получают новые знания и осваивают практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком. Здесь родители имеют возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения.
Проект МБДОУ № 33 «Разные дети – равные возможности!» является успешным. Благодаря данному проекту наш детский сад за последние 3 года оказал помощь в социализации и реабилитации 146 дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Наши здоровые воспитанники и дети с ОВЗ, постоянно участвуя в спортивных соревнованиях, концертах, конкурсах, стали единой, дружной, творческой командой. Благодаря совместной деятельности ярче проявляются способности и таланты дошкольников. Наши дети с ОВЗ, побеждая в соревнованиях и конкурсах, доказывают, что их возможности безграничны!