Елена Степанова
Научный квест «В поисках полезной гусеницы»
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках полезной гусеницы»
Авторы: Степанова Елена Николаевна (воспитатель, дошкольное отделение
№ 2 ГБОУ «Немецкая школа № 1212, тел. 8-916-165-19-30,
email : lenka_step@mail.ru)
Помозова Александра Владимировна (воспитатель, дошкольное отделение № 2 ГБОУ «Немецкая школа № 1212, тел. 8-916-407-24-47, email : pomozova82@mail.ru)
«Природа нас одарила умом
для того, чтобы мы всю жизнь
разгадывали ее тайны»
Л. С. Сухоруков
«Природа не имеет органов речи,
но создает языки и сердца, при
посредстве которых говорит
и чувствует”
Публикация «Научный квест „В поисках полезной гусеницы“» размещена в разделах
- Гусеницы и червячки
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
НАУЧНЫЙ КВЕСТ
“В поисках полезной гусеницы”
(6-7 лет)
Цель: - углубление и совершенствование знаний о насекомых;
- воспитание любознательности и желания познавать окружающий мир.
Образовательная задача:
- расширять у детей знания о мире насекомых;
- учить детей ставить перед собой проблему и искать пути ее решения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
- развивать диалогическую речь детей;
- память;
- мыслительные операции;
- способность к умозаключению.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Наглядный материал:
- картинки с изображением гусениц, личинок насекомых, бабочек, жуков и др. ;
- методическое пособие «Гусеница»;
- ноутбук;
- презентация «Прекрасное превращение».
Предварительная работа:
- чтение сказки про Гусеницу (www.proza.ru, Тамирис);
- знакомство с миром насекомых (Большая энциклопедия эрудита, издательство «Аванта+»);
- просмотр мультфильма «Мудрые сказки тетушки Совы», серия 11 «Гусеница»; отрывок мультфильма «Алиса в стране чудес» (встреча с гусеницей).
Ход ЗАНЯТИЯ
Дорогие, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить «научное детективное расследование» и найти, да, представьте себе, ПОЛЕЗНУЮ ГУСЕНИЦУ! Нам предстоит совершить полное опасностей путешествие. Ну что, все готовы? Рюкзаки для путешествия собраны? Тогда в путь, на поиски приключений!
О насекомых нередко можно слышать одностороннее суждение, как о вредителях сельского и лесного хозяйства, переносчиках болезней и паразитах. Прежде, чем мы приступим к нашему расследованию, предлагаю определиться кто относится к насекомым. Как вы думаете, какие признаки насекомых есть? Назовите насекомых, которых вы знаете (ответы детей).
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые.
Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных. Первый признак – это наличие шести ног. Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики). Не лишним будет узнать, что само название «насекомые» означает «насеченные», что говорит само за себя. Третий признак отличия – это возможность выделить в теле насекомого трех частей: головы, груди и брюшка.
Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп!
Итак, дорогие исследователи, первый персонаж из мира насекомых, который попался нам на пути – муха. Как вы думаете: муха полезное или вредное насекомое? (Ответы детей). А как появляется муха? Посмотрите на картинку: как вы думаете, что на ней изображено? (Ответы детей). На картинке изображена личинка. Из нее появляется муха.
Далее на нашем пути встречается пчела. Ребята, как вы думаете: пчела – полезное или вредное насекомое? (Ответы детей). Да, правильно, пчела дает на мед, лечит нас, опыляет цветы. Пчела тоже появляется из личинки.
К полезным насекомым можно причислить и божью коровку, которая питается множеством вредителей.
Так что можно сделать вывод о том, что есть и полезные насекомые и их нужно охранять. Можно встретить немало таких видов насекомых, о пользе которых знают далеко не все. А они являются незаменимыми друзьями человека: лесные рыжие муравьи, божьи коровки, стрекозы и т. д.).
Среди известных нам насекомых есть и гусеница. А как вы думаете: гусеница полезное или вредное насекомое? (Ответы детей). А кто знает, какое другое насекомое появляется из гусеницы? Правильно, бабочка. А бабочка: полезное или вредное насекомое? Правильно, есть бабочки-вредители: виноградная листовертка, моль, капустная белянка и др. А есть бабочки-полезные, которые опыляют цветы. А кто знает как появляется бабочка? (Ответы детей).
Вот посмотрите на картинку:
А гусеница бабочки вредная или полезная? Правильно, гусеницы являются вредителями? А как вы думаете есть полезная гусеница? Вот и не угодали, на нашей планете существует ПОЛЕЗНАЯ гусеница! Называется она тутовый шелкопряд.
Тысячи лет назад китайцы познали секрет производства шелковой одежды из прекрасного полотна, спряденного особой гусеницей при изготовлении кокона. Эта тайна держалась в строжайшем секрете, и если кто-нибудь вывозил из Китая тутового шелкопряда или его яйца, то его приговаривали к смертной казни.
Сейчас, конечно, тутовые шелкопряды распространены не только в Китае, но и в Японии, Индии, Франции, Испании, Италии и многих других странах. Лучший шелк производится гусеницей маленького серовато-белого мотылька, который питается листьями белой шелковицы.
В начале лета каждая самка откладывает 500 или больше яиц. Они прекрасно сохраняются на куске бумаги или одежды до следующей весны, когда вновь начинают распускаться листья шелковицы. Из положенных в инкубатор яиц появляются крошечные черные червячки. Их помещают на поднос с сорванными листьями шелковицы, ими они постоянно питаются в течение шести недель.
Когда червячки начинают еле поворачивать свою голову, это говорит о том, что они готовы плести свой кокон. Им кладут на поднос маленькие веточки. Червячки оплетают себя почти невидимой нитью, которая вытягивается из маленького отверстия в челюстях. Кокон, который состоит из 460-1100 метров нити, окончательно готов примерно через 72 часа.
Внутри кокона находится сморщенная гусеница, которая через 12 дней превращается в мотылька. Коконы кладут в желоба с теплой водой, растворяющей шелковый клей, удерживающий все нитки в определенной форме.
Нити от нескольких коконов соединяются вместе в одну нить, которая сматывается в катушку.
Человек одомашнил тутового шелкопряда, так же как и пчелу.
Устали от нашего путешествия? Тогда давайте немного разомнемся:
«БАБОЧКА»
(физкультминутка)
Спал цветок и вдруг проснулся туловище вправо-влево
Больше спать не захотел туловище вперед-назад
Шевельнулся, потянулся руки вверх, потянуться
Взвился вверх и полетел руки вверх, вправо, влево
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется покружиться
(можно повторять несколько раз).
Ну что, отдохнули? А знаете, что есть еще полезная гусеница? Она пришла к нам из сказки. Тогда приветствуйте нашу гостью!
Зовут ее “Знайка” и она очень любит математику. Знайка приготовила для вас математические задачики. Решим их? Порадуем нашу гостью? Ну тогда слушайте:
1) Сосчитайте сколько звеньев у гусеницы. Сосчитайте сколько пчелок на полянке. Сосчитайте сколько цветов на полянке.
2) Реши примеры (примеры выкладываются из звеньев составляющих гусеницу, знаки “+”, “-“, “=” находятся на боках пчелок) :
1+3=
2+4=
5-2=
7-3=
(по желанию детей можно составить еще примеры).
3) Сравните количество пчелок и цветов на поляне (больше, меньше или равно).
Наша гостья благодарит за интересные и правильные ответы. Будем приглашать Знайку к нам на математику? Тогда скажем ей: “До свидания. Приходи к нам еще. ”
Итак, мы сегодня провели целое научное расследование и выяснили, что среди нас живет множество полезных насекомых (божья коровка, тутовый шелкопряд, медоносная пчела, жук-навозник и многие другие). Нашли ПОЛЕЗНУЮ гусеницу, которая нас одевает в красивые одежды. А еще мы познакомились с полезной гусеницей “Знайкой”, которая будет приходить к нам и учить нас считать.
Насекомые делают мед, благодаря насекомым появляются плоды и т. д.
ВЫВОДЫ:
Такая форма занятия вызвала у детей познавательный и исследовательский интерес. Тема была продолжена в дальнейшем (рисование, аппликация, развитие элементарных математических представлений и даже музыка (гусеница у нас музыкальная). Ребята захотели найти полезных грызунов и др.
Для проверки знаний полученных и усвоенных во время нашего научного квеста можно использовать дидактическую игру, приведенную ниже.
Авторы надеются, что их методическая разработка пригодится для использования в работе другими педагогами.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Знайка»
1. Найди лишнее:
а)
б)
в)
2. Расставь по порядку:
а)
б)
в)
Расставь по порядку:
а)
б)
в)