Кристина Лебедева
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Первая половина двадцатого века ознаменовалась появлением такой разновидности детской литературы как научно – познавательная литература. Однако идея создания научно - познавательной литературы и ее особый жанр начал формироваться своими активными сторонниками гораздо раньше. Любому государству, которое стремится к просвещению и образованию нужна научно – познавательная литература, она помогает понять значение науки и роли знаний в человеческой жизни.
Публикация «Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников» размещена в разделах
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) известный издатель, педагог, публицист, первый исследователь, продвигавший идеи научно – познавательной детской литературы. Он являлся нищим дворянином, но сильный духом с богатым внутренним миром, и в то же время создателем журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785 – 1789, который впоследствии становится бесплатным приложением к газете «Московские ведомости». Н. И. Новиков пытался привлечь к данному вопросу читателей разных сословных классов, стремящихся к познанию мира. Исследователь хотел, чтобы журнал стал средством удовлетворения детского любопытства и стал развивающим пособием для детского ума.
Н. И. Новиков умел вести наблюдение за детьми и на практике знал об особенностях восприятия, поэтому его основополагающим принципом был принцип доступности. Исследователь говорил, что не нужно учить детей ни чему такому, чего они в силу своего возраста не могут понять. Научные знания должны стать основой для развития познавательных способностей детей, а в процессе познания дети должны быть заинтересованы и получать от него моральное удовлетворение и чувство радости, именно об этом говорил Н. И. Новиков. В журнале публиковалось все то, что вызывало интерес у юного зрителя и принималось как разумом, так и сердцем детей.
Н. И. Новиков стал инициатором открытия галереи писателей и издателей, которые имели дар и призвание к созданию детской научно – познавательной литературе. Они обладали неугасаемой тягой к знаниям, умели активно добывать знания, имели высокую познавательную мотивацию и конечно же основательные теоретические знания, а также умели применять их на практике, самое главное они могли взглянуть на вещи со стороны ребенка и определить, что станет интересным и важным для него. Основное, что должны были понимать писатели то, что о сложном нужно говорить простым языком, понятным детям, будить их фантазию, что бы они впоследствии они стали вашими единомышленниками.
Писатель, создающий научно – познавательную литературу – особый тип детского писателя. Он является подвижником, профессионалом, энциклопедистом, который обладает красноречивостью и педагогическим мастерством, понимает природу детства. Примерами таких писателей являются известные личности в научно-познавательной литературе – В. Ф. Одоевский и В. В. Бианки.
Псевдоним В. Ф. Одоевского (1803 или 1804 – 1869) – «дедушка Ириней», этот разносторонний человек долгое время работал под ним, в то же время был замечательным философом, химиком, анатомом и музыкантом. Как и Н. И. Новиков, он работал над укреплением умственных сил ребенка и является первым в жанре научно – художественной литературы.
Биологическое незаконченное образование имел В. В. Бианки (1894 – 1959, природовед по призванию и дарованию. Природовед, сложное слово, состоящее из двух слов «природа» и старославянского «ведать» то есть – знать. В. В. Бианки особенно много знал о птицах, еще в детстве отец - орнитолог с ними познакомил сына. Молодой писатель знал о них почти все. Всю жизнь во время путешествий, экспедиций, прогулок В. В. Бианки собирал бесценные «живые знания». Автор не только занимался созданием научно – художественной литературы, он определял её жанровую специализацию. От своего ученика С. Сахарнова он получил имя «формотворца».
М. Ильин, полное имя – Илья Яковлевич Маршак (1896 – 1953). Являлся родным братом С. Я. Маршака, одноклассником В. В. Бианки. Разносторонняя личность, являлся инженером – технологом, химиком, человеком обладавшим даром перевода сложных терминов на простой, понятный детям, язык. М. Ильин выделял научно – популярный рассказ. Писатель удивляет широтой интересов и объемом знаний: идет от самого основания, подробно, раскрывая мельчайшие детали, которые не уводят ребенка из основного русла разговора к ложному финалу. Финалом у М. Ильина является рождение вопроса, противоречия и единства новой идеи или мысли, а не подведение итогов, как у многих других. Все мысли, идеи и тезисы нужно проверять и доказывать, именно от них можно проложить путь к новому открытию, знанию.
Вторая половина двадцатого века характеризовалась тем, что детскому писателю стало сложно быть энциклопедистом. Человечество к этому времени накопило большое количество знаний, стали широко распространятся мобильные средства, это привело к тому, что авторы стали специализироваться, выбирать свою дорогу в литературу, такую же интересную дорогу как прежде. Тематика произведений стала уже, но принципы создания не изменились. Ранее детская литература специализировалась на естественных науках, а сейчас тематика стала шире, начиная от кулинарии и заканчивая медицинскими знаниями. Важно понимать, что задачи научно – познавательной литературы становятся комплексными и более сложными. В настоящее время писатели не только занимаются расширением кругозора детей, они рассказывают о том, что происходит в мире, о других людях, учат маленьких читателей взаимопониманию, не забывают про социальные проблемы. (Григорьева А.)
Научно – познавательная литература – большой раздел детской литературы, решает задачи:
1. Способствовать удовлетворению познавательных интересов читателя;
2. Раздвинуть рамки познаний об окружающем мире, новых открытий в том, что нельзя увидеть невооруженным глазом;
3. Способствовать развитию интереса к знаниям, любознательности, пытливости;
4. Заинтересовать ребенка наукой, разобраться с её значением в жизни людей и государства, научить ребенка научно мыслить, раскрывать детям сложные научные идеи простым языком, популяризировать их;
5. Помнить о людях, посвятивших жизнь развитию научного знания, сделавших великие открытия и много достигших, рассказать детям о благородном образе человека, который посвятил всю свою жизнь служению науке, Отечеству, людям;
6. Говорить детям о возможности связать жизнь с наукой, путь в науку следует готовить с детства и понимать, что, не все будет легко, придётся столкнуться с трудностями.
В период длительного становления научно – познавательной литературы к ней выработались определё нные требования:
1. Рассказывать читателю только о том, что подверглось длительной проверке временем, давать только подтвержденные научные знания;
2. Писатель должен уметь видеть в обыденном явлении новые грани и рассказать о них так, как никто до него этого не делал;
3. Научно – познавательную литературу может создавать и человек живущий наукой, в этом случае ему следует научится преподносить сложные научные знание в простой и понятной форме для детей любой возрастной группы и уровня их интеллектуального развития. «Эйнштейн как – то заметил (вполне справедливо, что, если ученый не в состоянии объяснить ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профессиональной непригодности». (Еськов Ю. Б.)
Среди исследователей, которые изучали научно – познавательную литературу не сформировалось единое мнение по вопросу ее видов. Относительно литературы, которая входит в круг детского чтения можно сделать вывод о том, что она подразделяется на научно – художественную и научно – популярную. Большим авторитетом пользуется первый вид. Следует отметить что в большей степени качественная научно – познавательная литература предназначается для детей школьного возраста, дошкольникам – реже.
В синтезе научных знаний и творчестве рождается научно – художественная литература. Данный вид литературы помогает детям усвоить сложные научные знания в доступной для них художественной форме. В ней находит место идея дуализма науки и искусства, точного и творческого взгляда на мир, природу и все живое.
Цель научно – популярной литературы в популяризации научных знаний, изложении идей в простой, доступной форме. Создатели научно – популярной литературы не используют художественные средства, в единичных случаях прибегают к использованию ограниченного круга средств. «Научно – популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (ученый – биолог М. М. Завадовский).
Чаще всего создателями научно – популярной литературы становятся компетентные и опытные ученые со значимыми именами в науке. Они умеют заинтересовать ребенка интересным и понятным рассказом о сложных явлениях в науке.
Однако В. В. Бианки имел собственное мнение по этому вопросу, он считал, что нельзя соединять понятия «наука» и «искусство», не существует научно – художественной литературы, он не признавал это понятие. Эти два термина должны существовать по отдельности и соединять их не стоит.
Наука стремится в самой большей степени передать объективность материала, искусство тяготеет к эмоциональности и субъективности. (В. В. Бианки)
В. В. Бианки признавал лишь художественное произведение, он считал, что любой научный материал можно преподнести с помощью художественных средств, не учитывая вид литературы. Научно – художественная литература была не признана В. В Бианки, о ней автор отзывался как о выдуманной и искусственной.
Однако, сам ход развития детской научно – познавательной литературы подверг коррекции мнение писателя. Вторая половина 20 века – время, когда детскую научно – познавательную литературу стали развивать специалисты в разных областях науки, начало 21 века дало импульс к развитию в сфере дошкольного образования, к ведущим и первостепенным тенденциям относились познавательная и объективно – научная форма подачи материала. Энциклопедии, «почемучки», другие разновидности данного жанра – вся та литература, которая стала появляться в большом количестве, именно она подчеркнула необходимость иного отношения к понятию, которое отрицал В. В. Бианки.
Специфические черты жанровой системы детской научно – художественной литературы указывают на её наличие и объективное существование, основная черта – существование сказки – несказки, которую назвал так В. В. Бианки в 20 веке, однако она использовалась в литературе намного раньше. Автор первых научных сказок – В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке», 1834; «Червячок», 1835).
Известный критик В. Г. Белинский восторгался Произведением «Червячок». Он считал, что писатель рассказал о «самом интересном акте возрождения природы и насекомых». Сказка – несказка показывает «непрерывность жизненного цикла» (С. Николаева). Жизнь Червячка рассматривается с точки зрения дуализма науки и искусства. Научность сказки «Червячок» в том, что это описание всех жизненных процессов происходящих с насекомым, в конечном итоге превращение в бабочку.
Писатель смог сам процесс эстетизировать. Рождение червячка сопровождается ярким солнечным днем и прекрасной погодой, окружающий мир встречает его сиянием света, сладостью росы, теплым ветерком, сыплющим на него душистую пыль. Когда Червячок повзрослел, у него появилась «теплая узорчатая шубка». «Если бы вы видели, какие цветы рассыпала по ней природа! Она опоясала ее красными лентами, вдоль посадила желтые мохнаты пуговки, к шейке пустила черные и зеленые жилки». Червячок становится беззаботным, наивным, открытым миру под воздействием красоты, которая окружает его и вдохновляет эмоционально. Однако эстетику бытия Одоевский В. Ф. преподносит противоречиво и сложно. Прекрасную картину, на которой Червячок первый раз встречается с миром сменяет такая же прекрасная, но драматичная картина с надвигающейся бурей и дождем, и Червячок превращается из беззаботного и наивного в одержимого страхом, холодом и бессильем перед природной стихией. В. Ф. Одоевский передает гармонию природы посредством короткого, четкого строя предложения: «…листва между собой зашумела, и мошки зажужжали; небо стало темным; солнце спряталось за тучу; вороны закаркали; утки гоготали; дождь полился ливнем».
В произведении В. Ф. Одоевского Червячок – это ребенок, который приобретает первый жизненный опыт. Именно поэтому в сказке мы можем проследить последовательность его накопления. Основной философский смысл накопления опытом в произведении писателя в том, что любое живое существо должно уяснить, что жизнь проста и беззаботна только на первый взгляд. Однако не стоит бояться жизненных сложностей, важно как можно раньше их самостоятельно преодолевать. Когда Червячок закрепился паутинкой на листочке, он сделал вывод о том, что будет умнее и в паутинке его ветерок не стряхнет. Нужно превозмогать трудности и научится жить в гармонии с природой. В. Ф. Одоевский говорил о том, что жизнь имеет разные грани, в ней есть и горе, и радость, и печаль. Писатель материализует жизнь в виде росы, горькой и сладкой. Но жизнь быстротечна, и всему приходит конец, важно мудро его встретить. Поможет уйти мысль о том, что после жизни всегда, что-то остается.
Сказка – несказка появилась в период творчества В. Ф. Одоевского и продолжает существовать до наших дней, и остается интересной для каждого поколения читателей. Этот жанр остается таким же актуальным как ранее и активно развивается. Часто используется природоведческой литературой.
Швейцарский ученый М. Люти исследовал сказки и говорил: «Хотя время сказки миновало, но сказка, как и предание, должна возникнуть вновь, на более высоком уровне. И как старая сказка вобрала в себя в сублимированном виде содержание современной науки».
Появляется сказка – почемучка, которая в свою очередь подразделяется на научную сказку – почемучку и сказку – почемучку со слабо выраженной научной базой. Объединяет эти разновидности сказок то, что в них есть определенная познавательная задача, которую следует решать вместе с маленьким читателем, используя сказочную эмоциональную оболочку. Ведь эмоциональная информация лучше усваивается ребенком и развивает любознательность.
В книги – почемучки входят научные сказки – почемучки, они сохраняют традиции сказок – несказок, но в них научная база наиболее выражена. Писатели работающими над данными сказками являются специалистами в научных областях знаний, могут выстроить интересный рассказ сложного научного явления в простой, доступной ребенку форме (Дитрих А.).
Сказка – почемучка, со слабо выраженной научной основой. Эти сказки произошли от сказок для животных, это подтверждают ряд фактов, например, заглавие с вопросительной формулировкой, фантастическое содержание, интересный герой, который ведет читателя на протяжении всей сказки. (Сахарнов С.)
Поэтическая сказка – почемучка, сравнительно редко встречающийся вид, так как поэзия встречается в научно – познавательной литературе ограниченно. «Пусть ответит тот, кто знает: // Почему снежинка тает?» или «Почему в тарелке супа // Вилка выглядит так глупо?» - все эти шуточные высказывания можно найти в книге Е. Лаврентьевой (Лаврентьева Е.)
Очень много вопросов, потому что в это стране живут любознательные жители вместе с королем, и они хотят ответить на все «почему?», а когда отвечают, то всегда у них получается весело и лаконично. Король дает много ценных советов, например, «Как приготовить яйца всмятку, // Чтоб удивить искусством мир?» :
Возьмите ручку и тетрадку –
Благословен ваш будет труд! –
И запишите: «Яйца всмятку
Варить не больше трех минут».
Дошкольники, которые не потеряли веру в сказку, находят в этом путь к познанию окружающего мира, этот путь ведет простейшего к более сложному.
Жанровые формы, использующиеся научно – художественной литературой это рассказ, газета, путешествие. Иногда писатели используют такую форму как книга – календарь, реже в ход идут: лесной разговор, азбука, рассказ миниатюра. Полезны такие оригинальные приемы авторов, которые одновременно и увлекают читателя и помогают ему научиться способам познания окружающего мира, например, эксперимент, воображаемый разговор с читателем, наблюдение, описание. Уже немногие писатели, работая в сфере научно – познавательной литературы используют постулат «играя, обучай». Их произведения остаются такими же увлекательными для маленьких читателей, уже серьезных собеседников, которые умеют мыслить и мечтать, хотят путешествовать, узнавать новое и одновременно учиться в обыденном и привычном видеть чудо (Г. Снигирев «Чудесная лодка»).
Известный ученый Ф. И. Сетин говорил, что художественно – научная литература возникла позднее научно – познавательной детской литературы. Цель научно – познавательной литературы была популяризация грамматических сведений, главной науки того времени (Сетин Ф. М.). Научно – популярная литература в то время занималась грамматикой родного языка, жизнью слов, разговорами с детьми о русском языке, культуре речи и т. д. Нельзя сказать, что все книги, которые написаны в сфере языковых проблем можно использовать в дошкольных организациях. Детей можно ознакомлять с историей родной речи посредством метода «чтение – пересказ» тех произведений которые будут интересны старшим дошкольникам. (Вартаньян Э.)
Произведение М. Ильина «Рассказы о вещах» состоит из нескольких частей и считается классикой жанра научно – популярной литературы. Самые известные части произведения: «Солнце на столе», «Сто тысяч почему», «который час?», «Черным по белому». Это произведение было создано в период разных мнение о том, какая должна быть детская научно – познавательная литература. Автор произведения М. Ильин считал, что первостепенная задача научно – познавательной литературы – социальное и нравственное воспитание детей и расширение их кругозора. (Медведева Н. Б.)
Разговор с читателем – это основной художественный прием, с помощью которого автор решает познавательную задачу, он выражается в обращении к читателю с вопросом, пробуждении его мыслей, поиску решений сложных задач. Задача писателя – развить интерес к тем явлениям, с которыми маленький читатель уже знаком, но сведений о них еще недостаточно много, заинтересовать «почему вода не горит?», «зачем нужна вода?». Что бы положить начало воспитанию исследователя в ребенке достаточно начать с простого вопроса в книге и постепенно находить ответ на него, это так же влияет на воспитание мировоззренческих характеристик личности. Такие обыденные формулы как «В науке нет мелочей!», «Удивительное рядом», «Тайное становится явным» лишь для тех, кто может напряженно работать и думать в произведениях М. Ильина приобретают поэтические черты. Это происходит потому что сам автор работает в гармонии мыслей и дела, он влюблен в науку, глубоко разбирается в энциклопедических знаниях. М. Ильин многое знал о живой книге, книге – ленте, книге из воска, книге из кожи, писатель разбирался в истоках письменности и книгопечатания, именах первых книгопечатников, которые не являлись его современниками. М. Ильин понимал и уважал то что люди создали до него предназначено и для него, для переосмысления.
М. Ильин пишет произведения как образцы популяризации, не всем удалось достичь таких высоких результатов.
Конец 80 – гг. 20 века ознаменовался выходом книг о народных промыслах, известных мастерах и их мастерстве. (Добрынин Ю.) Они выполняют познавательную функцию и в них прослеживается смешение стилей. Эти книги продолжили становление научно – познавательной литературы как жанра.
На сегодняшний день история научно – познавательной литературы бедна. Немногие берут на себя ответственность популяризации научных знаний и сохранения традиций художественно – эстетического подхода к развитию исследовательских качеств в старших дошкольниках.