Папки-передвижки

Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста

Земфира Мамедова
Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие как основа формирования речи

детей дошкольного возраста

Данная статья познакомит с насущной проблемой сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, в которой освещены теория и практические стороны по этой теме, и показано близкое взаимодействие между сенсорным и речевым развитием.

Публикация «Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Что же такое сенсорика в развитии дошкольников? Это ознакомление окружающего мира, с помощью органов чувств. Эти ощущения представляются в разных свойствах окружающего социума и способствуют формированию целостных образов объектов.

Развитие сенсорики на каждом периоде дошкольного детства имеет свои свойства. Ранний и средний возраст очень интересен, именно тогда начинают образовываться сенсорные стереотипы, т. е. постоянные, закрепленные в речи понятия о цветовой гамме, геометрических фигурах, а также определение величины между множеством предметов и объектов. Одновременно со сформированными стандартами дети активно учатся исследовать предметы: группируют по цвету, определяют форму, сопоставляя с образцом, и выполняют более сложные действия. Основная задача, которую необходимо развивать у дошкольников – это аналитическое восприятие, т. е. уметь сочетать цвета, обследовать форму предметов, уметь обозначать различные величины.

Когда старшие дошкольники начинают усваивать грамоту, то огромную роль играет способность узнавать и различать звуки речи (фонематический слух, а также умение различать и узнавать начертания букв.

Для последующего обучения сенсорное воспитание создаёт условия для развития психических функций, которые имеют основную значимость. Оно сосредоточено на формирование зрения, слуха, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Именно понимание ощущений окружающего мира - это первый шаг в восприятии. Такие учёные как, С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др. утверждают, что в дошкольном детстве не выявлено стандартов развития, даже, касаемо к обычным сенсорным реакциям, что указывает о неготовности в этом возрасте протекания сенсорных и сенсомоторных («сенсо» – чувство, ощущение, «моторика» – движение) процессов.

Когда ребёнок познаёт мир и различные виды объектов и их свойства, то это происходит в ходе познавательной и исследовательской деятельности.

Сенсорный опыт играет особую роль в формировании речи. Восприятие и речь тесно взаимосвязаны в своем становлении. Сначала возникает слово, а затем конкретизируется на основе чувственной сферы.

Если ребёнок слышит, видит, чувствует окружающее, то он сенсорно развит и в дальнейшем своём развитии предполагает успешность умственного, физического и эстетического воспитания.

Выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии Лев Семёнович Выготский, в своих исследованиях указывал на большое значение речи в сенсорном развитии и развитии мышления и формировании личности.

Речь – это очень сложное и многогранное психическое действие, его возникновение и последующее развитие зависит от многих моментов.

Когда у ребёнка мозг, слух и речедвигательный аппарат достигает определённого конкретного уровня, именно тогда начинает образовываться речь. Но если вокруг ребёнка нет окружающей речевой среды и общества, то он не заговорит, даже имея хороший речевой аппарат, сформировавшийся мозг и отличный физический слух. Но чтобы у него появилась речь и далее развивалась и улучшалась, то естественно, должна быть богатая речевая среда.

На первых стадиях речевого развития при общении с социумом малыш только подражает звукам и словам, которые проговаривают взрослые, тем самым ускоряет процесс по произношению слов. Со временем он пополняет свой словарь, далее начинает формироваться правильное звукопроизношение и ребёнок повторяет и говорит как взрослые. Малыш не сможет использовать речь в различных ситуациях, если нет языкового потенциала, даже если будет повторять слова за окружающими.

В ходе овладения речью дети воспринимают конкретные правила и законы грамматики. Также непосредственного внимания к себе требует взаимосвязь восприятия и языка, т. к. речь является действительностью мысли.

Анализируя окружающий мир и среду, ребёнок приобретает первые представления действительности. Осваивая сенсорные эталоны ребенок закрепляет и обогащает словарный запас. На первых этапах жизни ребёнка слова являются только вторыми объектами действительности. На главном месте – это восприятия, которые проникают в его сознание через ощущение окружающей действительности.

Язык совершенствуется демонстративно-действенным путем. Чтобы назвать какой-либо конкретный предмет, ребёнок должен видеть их и эти названия должны быть связаны. Слово и предмет должны предлагаться человеку одновременно, однако, сначала вещь выступает как предмет познания и речи.

За пределами конкретного мира язык усваиваться не может, но нам взрослым известно, что на развитии ребёнка так негативно не отражается как отсталость в развитии языка.

В раннем возрасте малышу необходимо способствовать расширению круга наблюдений, для того, чтобы прочно знакомить с языком и укреплять представления, которые были добыты при наблюдении. Можно сказать, что слово укрепляет представления и делает их прочными.

Среда и окружающая обстановка влияет на увеличение представлений круга детей. Организовывая обстановку педагог должен создать грамотную среду и условия, из которой малыш будет превращать, то что видит в речь. Также среда должна быть функциональной, грамотной, трансформируемой и необходимо дополнять и пополнять её, тем самым расширяя круг представлений детей и развивая речевые формы.

Ощущения и восприятие являются важными аспектами познания мира, а развитие речи основано на сенсорных представлениях. Важную роль в развитии речи ребёнка выступают органы внешних чувств, т. е. средство познания. Воспринимая правильно предметы, ребёнок учится активной умственной деятельности.

Таким образом, сопоставляя сенсорное и речевое развитие, можно сказать, что они тесно взаимосвязаны, и естественно, работу по развитию речи нельзя отделять от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Сенсорная среда в детском саду:

сенсорный центр уединения, оборудование (домик, тюль, ширма, палатка и т. д.); сенсорные игры и упражнения, семейные фотографии;

• тактильные и звуковые коробочки, музыкальные игры;

• дидактические игры для развития мелкой моторики, а также пособия;

центр художественного творчества: нетрадиционное рисование – ватными палочками, штампиками, выдувание трубочкой, ниткография, и т. д. ;

центр ФИЗО: картотеки утренних гимнастик, пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных игр, массажные и закаливающие дорожки; массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.);

• игры с водой, песком, крупами;

• упражнения на дыхание для развития речевого аппарата.

Литература

1. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э. Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - Москва: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 2000.- 267с.

3. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

5. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания / Е. В. Зворыгина - Таллинн: 1994. - 285 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 13:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Земфира Мамедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД