Земфира Мамедова
Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие как основа формирования речи
детей дошкольного возраста
Данная статья познакомит с насущной проблемой сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, в которой освещены теория и практические стороны по этой теме, и показано близкое взаимодействие между сенсорным и речевым развитием.
Публикация «Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Что же такое сенсорика в развитии дошкольников? Это ознакомление окружающего мира, с помощью органов чувств. Эти ощущения представляются в разных свойствах окружающего социума и способствуют формированию целостных образов объектов.
Развитие сенсорики на каждом периоде дошкольного детства имеет свои свойства. Ранний и средний возраст очень интересен, именно тогда начинают образовываться сенсорные стереотипы, т. е. постоянные, закрепленные в речи понятия о цветовой гамме, геометрических фигурах, а также определение величины между множеством предметов и объектов. Одновременно со сформированными стандартами дети активно учатся исследовать предметы: группируют по цвету, определяют форму, сопоставляя с образцом, и выполняют более сложные действия. Основная задача, которую необходимо развивать у дошкольников – это аналитическое восприятие, т. е. уметь сочетать цвета, обследовать форму предметов, уметь обозначать различные величины.
Когда старшие дошкольники начинают усваивать грамоту, то огромную роль играет способность узнавать и различать звуки речи (фонематический слух, а также умение различать и узнавать начертания букв.
Для последующего обучения сенсорное воспитание создаёт условия для развития психических функций, которые имеют основную значимость. Оно сосредоточено на формирование зрения, слуха, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Именно понимание ощущений окружающего мира - это первый шаг в восприятии. Такие учёные как, С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др. утверждают, что в дошкольном детстве не выявлено стандартов развития, даже, касаемо к обычным сенсорным реакциям, что указывает о неготовности в этом возрасте протекания сенсорных и сенсомоторных («сенсо» – чувство, ощущение, «моторика» – движение) процессов.
Когда ребёнок познаёт мир и различные виды объектов и их свойства, то это происходит в ходе познавательной и исследовательской деятельности.
Сенсорный опыт играет особую роль в формировании речи. Восприятие и речь тесно взаимосвязаны в своем становлении. Сначала возникает слово, а затем конкретизируется на основе чувственной сферы.
Если ребёнок слышит, видит, чувствует окружающее, то он сенсорно развит и в дальнейшем своём развитии предполагает успешность умственного, физического и эстетического воспитания.
Выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии Лев Семёнович Выготский, в своих исследованиях указывал на большое значение речи в сенсорном развитии и развитии мышления и формировании личности.
Речь – это очень сложное и многогранное психическое действие, его возникновение и последующее развитие зависит от многих моментов.
Когда у ребёнка мозг, слух и речедвигательный аппарат достигает определённого конкретного уровня, именно тогда начинает образовываться речь. Но если вокруг ребёнка нет окружающей речевой среды и общества, то он не заговорит, даже имея хороший речевой аппарат, сформировавшийся мозг и отличный физический слух. Но чтобы у него появилась речь и далее развивалась и улучшалась, то естественно, должна быть богатая речевая среда.
На первых стадиях речевого развития при общении с социумом малыш только подражает звукам и словам, которые проговаривают взрослые, тем самым ускоряет процесс по произношению слов. Со временем он пополняет свой словарь, далее начинает формироваться правильное звукопроизношение и ребёнок повторяет и говорит как взрослые. Малыш не сможет использовать речь в различных ситуациях, если нет языкового потенциала, даже если будет повторять слова за окружающими.
В ходе овладения речью дети воспринимают конкретные правила и законы грамматики. Также непосредственного внимания к себе требует взаимосвязь восприятия и языка, т. к. речь является действительностью мысли.
Анализируя окружающий мир и среду, ребёнок приобретает первые представления действительности. Осваивая сенсорные эталоны ребенок закрепляет и обогащает словарный запас. На первых этапах жизни ребёнка слова являются только вторыми объектами действительности. На главном месте – это восприятия, которые проникают в его сознание через ощущение окружающей действительности.
Язык совершенствуется демонстративно-действенным путем. Чтобы назвать какой-либо конкретный предмет, ребёнок должен видеть их и эти названия должны быть связаны. Слово и предмет должны предлагаться человеку одновременно, однако, сначала вещь выступает как предмет познания и речи.
За пределами конкретного мира язык усваиваться не может, но нам взрослым известно, что на развитии ребёнка так негативно не отражается как отсталость в развитии языка.
В раннем возрасте малышу необходимо способствовать расширению круга наблюдений, для того, чтобы прочно знакомить с языком и укреплять представления, которые были добыты при наблюдении. Можно сказать, что слово укрепляет представления и делает их прочными.
Среда и окружающая обстановка влияет на увеличение представлений круга детей. Организовывая обстановку педагог должен создать грамотную среду и условия, из которой малыш будет превращать, то что видит в речь. Также среда должна быть функциональной, грамотной, трансформируемой и необходимо дополнять и пополнять её, тем самым расширяя круг представлений детей и развивая речевые формы.
Ощущения и восприятие являются важными аспектами познания мира, а развитие речи основано на сенсорных представлениях. Важную роль в развитии речи ребёнка выступают органы внешних чувств, т. е. средство познания. Воспринимая правильно предметы, ребёнок учится активной умственной деятельности.
Таким образом, сопоставляя сенсорное и речевое развитие, можно сказать, что они тесно взаимосвязаны, и естественно, работу по развитию речи нельзя отделять от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Сенсорная среда в детском саду:
• сенсорный центр уединения, оборудование (домик, тюль, ширма, палатка и т. д.); сенсорные игры и упражнения, семейные фотографии;
• тактильные и звуковые коробочки, музыкальные игры;
• дидактические игры для развития мелкой моторики, а также пособия;
• центр художественного творчества: нетрадиционное рисование – ватными палочками, штампиками, выдувание трубочкой, ниткография, и т. д. ;
• центр ФИЗО: картотеки утренних гимнастик, пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных игр, массажные и закаливающие дорожки; массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.);
• игры с водой, песком, крупами;
• упражнения на дыхание для развития речевого аппарата.
Литература
1. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э. Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - Москва: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 2000.- 267с.
3. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания / Е. В. Зворыгина - Таллинн: 1994. - 285 с.