Белолипецкая Оксана
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием элементов сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассматривается как игра, в частности сюжетно-ролевая, используется в развитии речи дошкольников, ее значение в развитие речи. Предметом исследования явились комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие связной монологической речи. Целью статьи является анализ изучения логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР. Основное содержание исследования составляет анализ речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ключевые слова: монологическая речь, общее недоразвитие речи, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, связная речь.
В настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями и одну из самых многочисленных и полиморфных по проявлениям речевой и неречевой недостаточности среди них занимают дети с общим недоразвитием речи. Поэтому необходимо отбирать и отрабатывать эффективные методики коррекционной работы, направленные на преодоление речевого недоразвития и, в частности, на формирование навыков связной монологической речи [2, 72]. Развитие связной речи имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе, в социальной адаптации детей. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [4, 83].
Данная тема очень актуальна, так как в логопедии акцентируется развитие связной речи у детей с ОНР, т. е. их подготовленность к школьному обучению. При этом необходимо совершенствование традиционных приемов и методов, а также поиск более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР. У детей с ОНР нарушено вербальное общение. Это приводит к негативным проявлениям черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для дошкольника с ОНР игра также сохраняет за собой роль мощного фактора детского развития [6, 68]. Следует учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна.
Частично справиться с этой проблемой помогут сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование связной монологической речи. Игра занимает значительное место в жизни дошкольника и является основным видом деятельности. Правильно подобранная серия сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных и индивидуальных потребностей может способствовать преодолению нарушений речи в логопедической работе. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [5, 35].
Игра, занимающее одно из ведущих мест в жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и оказывающая многостороннее влияние на психическое развитие ребенка, является неоспоримым средством приобретения социального опыта и освоения социально значимых ролей, и, в конечном счете, социализации ребенка. Взаимодействуя в игре, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют речь, осваивают правила общения и согласовывают свои действия в группе сверстников, формируют нравственные и волевые качества. Для ребенка с нормальным психофизическим развитием это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких специальных условий и воспитательных усилий.
Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи нарушено вербальное общение. Это приводит к негативных проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе.
К. Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, он пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека [1, 167].
Большинство авторов, которые описывают или исследуют сюжетно-ролевые игры, единогласно отмечали, что на сюжеты игры решающее значение оказывает окружающая детей действительность. В творческой ролевой игре происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию речи.
Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал и неустойчив. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, так как дети не осознают учебный характер игры. Таким образом, развивая речь через игровые действия, совершенствуются игровые навыки детей.
В. И. Селиверстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Волшебный мешочек» может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Так и фрагментом отдельной игровой ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях, чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала, в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. На фронтальных логопедических занятиях с применением сюжетно – ролевой игры способствуют развитию связной речи, решается задача вербального общения и взаимного участия между детьми и взрослым. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики [6, 70].
Занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Ю. Гаркуша предлагает включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона» дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани, ребенок говорит: «У меня шелковый костюм» [4, 85].
На логопедических занятиях по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например, в игре «Каменщики» каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» гаража логопед предлагает детям поиграть в свободное время.
В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников.
При планировании таких логопедических занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Супермаркет», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого логопед играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.
Исследование Л. Г. Соловьевой, показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом. Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику. В результате использование средств сюжетно – ролевой игры при целенаправленной работе с детьми с общим недоразвитием речи в словаре появляются слова обозначающие эмоции, происходит их автоматизация и введение в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи. Систематически, поэтапно, организованная коррекционная работа с использованием средств сюжетно-ролевых игр у детей с общим недоразвитием речи по формированию эмоциональной лексики позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом [2, 74].
Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова, основу для переноса словесного значения и является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе сюжетно – ролевой развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.
Список литературы
1. Блохина Ю. А. Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно - ролевой игры / Ю. А. Блохина, О. Н. Доморникова // В сборнике: Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: 2019. - С. 166-168.
2. Морозова В. С. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня посредством сюжетно-ролевой игры / В. С. Морозова, Н. В. Перешеина // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. - Киров: 2018. - С. 72-78.
3. Оюн Б. М. Формирование связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности / Б. Н. Оюн // В сборнике: World science : problems and innovations. Сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. – Пенза: 2019. - С. 212-213.
4. Семёнова А. С. Особенности логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевых игр / А. С. Семёнова // В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Научный редактор С. П. Акутина. – Москва: 2021. - С. 83-87.
5. Шаврицкая Д. Д. Особенности логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности / Д. Д. Шаврицкая, Е. А. Колодовская // Colloquium-Journal. - 2020. - № 12-5 (64). - С. 35-37.
6. Шаровар А. И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи / А. И. Шаровар // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. - 2020. - № 6-1 (35). - С. 68-74.