Жанна Корязина
Консультация «Научи свое сердце добру»
▼ Скачать + Заказать документы
Научи свое сердце добру
В последнее время наблюдаются глобальные изменения в сфере морально-нравственных ценностях и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: вместо книг дети предпочитают различные гаджеты; беседам «по-душам» с родными, различные компании друзей, которые не всегда оказывают положительное влияние на становление личности ребенка; персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью; современные игры и игрушки часто ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко всему негативному: к насилию и ненависти, распущенности, готовности подчиниться псевдоавторитетам.
Публикация «Консультация „Научи свое сердце добру“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
В народе говорят «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо
создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России
отражена и в ФГОС ДО
Свою работу начала с анкетирования родителей, т. к. считаю, что именно в семье закладываются первые представления об эталонах и нормах поведения, интересах и ценностях. Проанализировав ответы родителей, пришла к выводу, что родители больше заняты вопросами интеллектуального развития ребенка, чем его духовно-нравственным воспитанием. Но в то же время, родители были бы не против, чтобы в дошкольной организации велась работа по привитию детям духовных ценностей.
В беседах с детьми, также пришла к неутешительным выводам, что представления у детей о жизни и быте наших далеких предков, о понятиях «добро и зло», о православных праздниках и традициях нашего народа не велики.
По результатам проведенных исследований с родителями и детьми, приняла решение разработать систему взаимодействия ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста и семьями воспитанников посредством приобщения к традициям русского народа
Целью работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Были определены три основных направления, в соответствии с которыми и разработана система взаимодействия с воспитанниками, их родителями
I направление – работа с воспитанниками
Задачи для работы с детьми:
1. Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность и др.)
2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
3. Содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
5. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Был разработан примерный перспективный план, разработаны конспекты НОД с использованием мультимедийного оборудования, на которых дети не только знакомятся с историей, но и сразу применяют свои знания в практической или продуктивной деятельности ( примерные темы НОД: «Путешествие по Нижегородской области»; «Моя семья» «В русской горнице»; «Народные промыслы»; «Дружат дети на планете»; «Учись разговаривать сердцем» и др., подобрана картотека русских народных игр, картотека пословиц и поговорок, собрана художественная литература.
В группе создан центр духовно-нравственного воспитания, в котором представлен богатый материал - различные альбомы, картотеки, иллюстративный материал, предметы декоративно-прикладного творчества, подобранны игры, а также макет «Русской избы» Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх очень часто упоминаются предметы народного быта, приняла решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе.
II направление – работа с семьями воспитанников
Задачи для работы родителями:
1. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
2. Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом.
3. Привлекать родителей к совместному выполнению творческих заданий.
Также разработан примерный перспективный план работы с родителями, подобраны разнообразные консультации, рекомендации по данному вопросу, разработан сценарий родительского собрания на тему «Семейные традиции», совместно с семьями воспитанников пополняется центр духовно-нравственного воспитания. Родители принимают активное участие в различных праздничных мероприятиях, приходят на встречи с отцом Максимом, которые организуются на базе ДОУ. Участвуют в различных конкурсах поделок, приуроченных к тому или иному событию («Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха красная» и т. д.)
III направление – работа с социумом (целевые прогулки по улицам села, посещение историко-краеведческого музейно-выставочного центра, посещение церкви Покрова Пресвятой Богородице, экскурсия к мемориалу погибшим землякам и др.)
Проведённая работа показала, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:
1. Комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
2. Создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
3. Организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества, а также с социальными институтами села.
Все что я представила, лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада дает положительный результат.