Фащенко Ольга
Проект для детей 5–7 лет «Сохраним свое здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида
Проект «Сохраним свое здоровье»
Воспитатель:
Фащенко Ольга Николаевна
п. ВНИИССОК 2019 г.
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, —
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома.
Болюбаш Анастасия
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (8 месяцев).
Публикация «Проект для детей 5–7 лет „Сохраним свое здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, медсестра, родители воспитанников.
Девиз проекта : «Быть здоровым – здорово!»
Проблема: «Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»
Актуальность темы. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приобщение здоровье-сберегающему и здоровье-укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.
Цель проекта :
• Заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
Задачи проекта :
для детей :
1) развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье;
2) заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью;
3) воспитание у детей активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья;
для родителей:
1) вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ для закрепления полученных знаний детьми дома;
2) воспитание у детей активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции;
для воспитателя:
1) изучить методические рекомендации по проектной деятельности;
2) разработать перспективный план по теме;
3) развивать способность детей к проектному и умственному экспериментированию;
4) способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей.
Форма проведения итогового мероприятия:
1) спортивный досуг по правилам пожарной безопасности «Юные пожарные»;
2) военно-спортивная игра «Зарница»;
3) фотовыставка по теме проекта.
Продукты проекта :
для детей :
1) выставка рисунков, поделок, аппликаций;
2) «Огород на подоконнике»;
3) создание наглядного пособия «Человек и его строение»;
4) выставка разных видов мыла «Да здравствует мыло душистое»;
для родителей:
1) консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Разумно есть – долго жить»;
2) памятки для родителей «Здоровье – главное богатство человека», «Игры нашего двора», «Дыхательная гимнастика», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Быть здоровым – это здорово»;
3) картотека «Подвижные игры»;
4) фоторепортаж по теме проекта;
для педагога:
1) разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной теме, оформление папки «Сохраним свое здоровье»;
2) обновление эстетического пространства группы;
3) изготовление наглядного пособия «Аптека»;
4) изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»;
5) изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»;
6) картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна;
7) презентация по теме «Сохраним свое здоровье».
Ожидаемые результаты:
для детей :
1) ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
2) развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
3) развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
4) обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
5) развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека;
6) содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей;
7) знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье;
для педагога:
1) снижение заболеваемости среди детей;
2) создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитания и развития личности;
3) организация педагогического поиска по средствам реализации инновационных программ;
4) повышение теоретического уровня профессионализма педагога;
5) внедрение современных форм и новых методов работы;
6) самообразование и самореализация воспитателя;
для родителей:
1) привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач;
2) повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ;
3) развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
4) возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный:
• Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье-сберегающего поведения.
• Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).
• Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Подбор литературы для бесед с воспитанниками: стихи, рассказы, сказки, энциклопедии.
• Выбор форм работы с детьми и родителями.
• Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
• Создание образовательной ситуации игровой среды.
II этап основной:
• разработка конспектов занятий, организация экскурсий, прове-дение бесед, подбор научно-популярной и художественной ли-тературы;
• познавательные занятия и беседы: «Что такое здоровье», «Режим дня», «Гигиена – залог здоровья», «Здоровье и питание», «Витамины укрепляют организм», «Сохрани свое здоровье сам», «Мяч и я – друзья», «Путешествие в страну ОБЖ»;
• ежедневная профилактическая работа:
утренняя гимнастика,
профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение,
гимнастика пробуждения,
проветривание,
закаливание,
физкультминутки,
подвижные игры;
• игры:
сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница»;
дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие;
подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется»;
игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», «Делай как я»;
Игры– драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка»;
• рассматривание иллюстраций;
• заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье;
• чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая»;
• спортивные мероприятия и мероприятия по ОБЖ:
«Яблочный кросс»,
спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!», посвященному Дню городского поселения «Лесной городок» (семья Мельник заняла 2 место,
«Всемирный день мытья рук»,
открытое занятие по ПДД «Как Светофор Светофорович Незнайке и ребятам давал уроки правил дорожного движения»,
спортивный праздник «Папа. Мама, я – спортивная семья!» в рамках ДОУ,
спортивный праздник, посвященный IV этапу «Салют Победе!»,
участие в игре лазертаг среди команд детских садов Одинцовского района, посвященного памяти русского полководца генерала А. А. Брусилова,
беседа инспектора МЧС о правилах пожарной безопасности в новогодние праздники,
спортивное развлечение «День рождения Бабы Яги»,
выступление воспитанников группы на открытом чемпионате и первенстве Одинцовского муниципального района Московской области по танцевальному спорту. Прохождение аттестации по программе «Массовый спорт» на Российском турнире по спортивным танцам» (Мельник София, Ахмедова Камила,
знакомство с русской народной игрой «Городки»,
конкурс рисунков «Русская народная игра «Городки»,
«Неделя здоровья»,
музыкально-спортивный досуг «День смеха и здоровья», «Я здоровье берегу – космонавтом стать хочу»,
спортивный досуг по правилам пожарной безопасности «Юные пожарные»,
военно-спортивная игра «Зарница»;
• рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах, энциклопедиях;
• экскурсия в процедурный кабинет и изолятор ДОУ;
• проведение проектов в рамках долгосрочного проекта «Сохраним свое здоровье» - «Да здравствует мыло душистое», «Я и мое тело»;
• оформление информационных стендов «Культура еды», «Правила хорошего питания», «Зачем нужно соблюдать режим дня», «Закаливание»;
• создание наглядного пособия «Человек и его тело»;
• оформление выставки разных видов мыла «Да здравствует мыло душистое»;
• оформление выставок детских работ:
- лепка «Человек», «Весна пришла»;
- рисунки: «Моя семья» (учимся рисовать человека, «Портрет «Мама и я», «Портрет папы», «Натюрморт «Фрукты», рисование мылом, мыльными пузырями;
- конструирование: «Человек», «Барышня», «Подвижный человечек»;
- аппликация «Заготовки на зиму», «Мойдодыр»;
• создание предметно-развивающей среды:
- игровой центр: сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Семья», «Магазин «Продукты», «Парикмахерская»;
- дидактические игры: «Строение человека», «Предметы туалета», «Правила и навыки личной гигиены»;
- центр безопасности: оформление папок «Съедобные, несъедобные грибы», «Ядовитые растения и ягоды»;
- центр исследования и науки: исследовательская деятельность: «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «Слух»;
- центр правильной речи: пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены;
• опыты и эксперименты «Изучение свойств разных видов хозяйственного мыла», «Изучение свойств разных видов туалетного мыла», «Делаем пену», «Пузыри своими руками», «Клей из мыла», «Пузырь на ладошке»;
• использование разных свойств мыла в быту;
• трудовая деятельность: мытье игрушек, купание куклы;
• домашнее задание: изготовить в домашних условиях вместе с родителями мыло своими руками, используя рецепты, описанные в буклетах по изготовлению мыла;
• проведение мастер-класса помощником воспитателя Небольсиной Е. Н. ;
• написание статьи в газету детского сада «Работа группы «Радуга» по исследовательскому проекту «Да здравствует мыло душистое!»;
• оздоровление фитонцидами : чесночно-луковые закуски (в обед с супом, чесночный «киндер»;
• оформление папки «Сохраним свое здоровье».
III этап – заключительный:
• Оформление выставок работ.
• Проведение музыкально-спортивных досугов: спортивный досуг по правилам пожарной безопасности «Юные пожарные», военно-спортивная игра «Зарница».
• Оформление результатов проекта в виде презентации.
• Фоторепортаж по теме «Сохраним свое здоровье».
Результаты проекта :
дети:
• познакомились с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
• развили умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
• развили умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
• развили интеллектуальные способности по переносу знаний на конкретные ситуации жизни;
• соблюдают правила личной гигиены в повседневной жизни;
• укрепились знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, появилось желание заботиться о своем здоровье;
• дети выучили пословицы, поговорки, стихи, загадки о здоровье;
воспитатель:
• снизилась заболеваемость у детей;
• создана благоприятная образовательная среда;
• повысил личностный профессиональный рост;
• внедрены современные формы и новые методы работы;
родители:
• родители приняли активное участие в решении организационных задач;
• повысилась педагогическая культура и заинтересованность в ЗОЖ;
• повысили уровень личностного сознания;
• укрепили взаимоотношения с детьми.
Вывод: В ходе реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.
Литература.
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
5. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).