наталья котич
Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1 «Снегурочка и Снеговик»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах.
Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: Снегурочка и Снеговик
– это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для Снеговика – картинки со звуком - [С].
2 «Звуковая полянка»
Публикация «Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет» размещена в разделах
Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.
Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.
Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.
3 «Посылка в Простоквашино»
Цель: автоматизация звука [Ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением почтальона Печкина; посылки, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: Почтальон Печкин должен получить посылку. Дядя Федор и его друзья ждут посылку из города. Давай посмотрим, что же в посылке. Ты возьмешь посылку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [Ч] в слове – посылка достанется почтальону Печкину, и он отнесет ее дяде Федору, если нет – то посылка останется у меня.
4 «Что неверно?»
Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
5 «Весенний ветер»
Цель: развитие дыхания.
Оборудование: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.
Ход игры: Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.
6 «Добрый гном»
Цель: развитие дыхания.
Оборудование: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.
Ход игры: Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца"
7 «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Ход игры: Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
8 «Парковка»
Цель: закреплять правильное произношение звука Р в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: картонное полотно, на котором изображена парковка для автомобилей, предметные картинки на звук Р в форме машин.
Ход игры: Перед ребенком раскладываются картинки, логопед предлагает заполнить свободные парковочные места.
9 «Найди и сосчитай»
Цель: автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, развитие фонематического слуха, развитие внимания и памяти (нахождение различных предметов на полотне, формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными)
Оборудование: картонное полотно с изображениями различных предметов
Ход игры: перед ребенком выкладывается полотно и дается задание найти все карандаши и сосчитать их. Когда все карандаши найдены и посчитаны, задание можно осложнить, добавив вопрос «Какого цвета карандаши?», и заново выполнить это задание, но уже добавив цвет предмету, пример: один оранжевый карандаш, два оранжевых карандаша и т. д.
10 Игра - упражнение по обогащению речи словами-признаками
Цель: обогатить словарь детей словами-признаками.
Ход игры: Вариант 1. Послушайте стихотворение, назовите слова-признаки, которые вы услышали.
Вариант 2. Послушайте стихотворение и вставьте подходящие по смыслу слова-признаки.
На Севере (крайнем, пустынном, заснеженном)
Жил (белый, лохматый, могучий) медведь
И в океане (бескрайнем, глубоком)
Ловил он (жирную, вкусную) сельдь.
Мишка (веселым) был, (обаятельным)
Пока на Север (далекий, завьюженный)
На ледоколе (огромном, железном)
Не приплыл (безжалостный, злой) человек.
Вышел на берег (ледяной, белоснежный)
И огляделся медведя ища.
Хотел человек тот (грубый, бесчувственный)
Нашего мишку (лохматого, белого)
С собою в (большой, городской) забрать зоопарк.
И тут на горизонте (далеком, загадочном)
Засверкало вдруг (северное)сияние.
Оно было (яркое и таинственное)
Что застыл человек (удивленный и радостный)
Такого не видел он никогда.
Неподалеку сидел наш медведь (огромный и гордый)
А рядом его медвежата (курносые)
Такие (задорные, шустрые милые)
Играли в (веселые) игры свои.
Для человека тот миг стал (судьбоносным, решительным)
Ведь понял он (серьезный и рассудительный)
Нельзя этот мир (необычный, загадочный)
Разрушить своею (грубой) рукой.
Уплыл ледокол (огромный, железный)
Увез человека (счастливого, гордого)
В свою (большую, родную) страну.
А на льдине (зеркальной, холодной)
Махал ему лапой (большой и мохнатой)
Северный, белый, красивый медведь.