Ольга Николаевна Втюрина
Наставничество в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Наставник : Втюрина Ольга Николаевна
Молодой специалист: Михеева Мария Васильевна
Помощник: Алексеева Юлия Викторовна
Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. В статье обсудим как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.
Публикация «Наставничество в образовании» размещена в разделах
• Адаптационный этап
• Составление и реализация плана наставничества
• Контрольно-оценочный этап
• Рекомендации при работе с молодыми воспитателями
• Как понять, что наставничество прошло успешно
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.
Приступая к наставничеству, педагог должен уделить внимание трем последовательным этапам.
1 - Адаптационный этап
Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. После чего помочь новичку разобраться в годовом плане детского сада и выбрать тему для самообразования.
На основе этих данных в дальнейшем разрабатывается план наставничества. Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе.
Например, если начинающему воспитателю непросто общаться с родителями деток или он не умеет работать с документацией, педагог-наставник включает эти вопросы в план.
2 - Составление и реализация плана наставничества
Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы.
Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям.
Сроки мероприятий устанавливаются относительно важности и срочности темы. Например, если для начала работы необходимо спланировать работу с группой, эта тема должна прорабатываться одной из первых.
Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.
В качестве теоретических занятий можно использовать:
• Индивидуальные и групповые консультации,
• самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
• коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,
• коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.
Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:
• Обучение на рабочем месте,
• решение и анализ педагогических ситуаций,
• демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
• участие в конкурсах педагогического мастерства,
• совместные игровые и проектные формы обучения,
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –
воспитателя с молодым специалистом
на 2023 -2024 уч. год
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т. д.);
- применение форм и методов в работе с детьми старше-подготовительной группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
№ Содержание работы Форма проведения Сроки
1. Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.
Оказание помощи в организации работы с документацией -
- изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
- изучение целей и задач годового плана.
- структура перспективно-календарного планирования.
- структура комплексно-тематического планирования. Анкетирование
Консультации и ответы на интересующие вопросы. Январь
2. Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю). Февраль
3. Использование в работе проектов.
Использование в работе ИКТ. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.
Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. Март
4. Виды и организация режимных моментов в детском саду.
Использование современных здоровье сберегающих технологий. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста. Апрель
5. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.
Родительское собрание.
Мониторинг детского развития Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.
Помощь в организации и проведении собрания.
Подбор диагностического материала Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога. Май
6. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Июнь
Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.
7. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.
Проведение итогов работы. Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Июнь
8. Создание развивающей среды Анализ развивающей среды с требованием ФГОС.
Консультация и ответы на интересующие вопросы. В течение года
9. Методика проведения детских праздников Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. В течение года
10. Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения -
- в работе с родителями;
- в работе с детьми;
- в работе с коллегами. Консультации, беседы, ответы на вопросы. В течение года
11. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. По мере необходимости
3 - Контрольно-оценочный этап
После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.
Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным правилам.
Рекомендации при работе с молодыми воспитателями
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.
Мотивация
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Системность
Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.
Как понять, что наставничество прошло успешно
Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.