Вера Ляшонок
Проект «Наши друзья — подземные жители дождевые червяки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
«Наши друзья, подземные жители
Горожане имеют весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Опыт показал, что изучать их лучше всего в проектной деятельности.
Темочки:
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Педагогическая цель проекта, о котором мы хотим рассказать, возникла во время работы над другим проектом - «Как устроена волшебная кладовая (почва)». Во время исследования почвы мы увидели, что разговор о дождевых червях у многих дошкольников вызывает отрицательные эмоции, чувство брезгливости. Поэтому решили, что важно дать детям понять, что все живое, прекрасно оно с нашей точки зрения или некрасиво, имеет право жить, и что противными дождевых червей может считать лишь тот, кто ничего о них не знает. Так возникла идея воплотить в жизнь проект «Наши друзья - подземные жители дождевые червяки».
Успех выполнения любого проекта во многом зависит от того, как воспитатель сможет заинтересовать дошкольников. Вначале мы рассказали детям, что к ним в гости хотел прийти дождевой червяк, но он боится людей - на него могут наступить, когда он вылезает на поверхность после дождя. Поэтому дождевой червяк прислал письмо :
«Здравствуйте! Я бы очень хотел сказать:
«Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить, что мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай - рыхлим почву. Съедаем старые листья.
Некоторые говорят: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, то не смогли бы ползать». Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.
С уважением, подземный житель дождевой червяк.
Затем мы спросили, хотят ли дети дружить с дождевым червяком. Получив согласие, объяснили, что для этого необходимо как можно больше узнать о нем. После обсуждения дети решили создать группу исследователей, изучающих дождевых червей, и наметили план работы:
1. Узнать, как можно больше о дождевом червяке с помощью взрослых (в энциклопедиях, справочниках и т. п., из наблюдений и экспериментов.
2. Организовать службу спасения дождевых червяков после дождя.
3. Обустроить компостную яму, где будут жить червяки.
4. О результатах рассказать взрослым и малышам.
Договорились, что в следующий раз дети поделятся друг с другом полученными сведениями. Нашей задачей было поддерживать интерес к объекту исследования (наблюдения, постановка вопросов и т. п.).
На вторую встречу дети пришли, вооруженные знаниями о жизнедеятельности дождевых червей, их внешнем виде, особенностях строения и даже размножения.
Эксперименты помогли им убедиться в точности полученных из различных источников сведений.
1. Дождевого червя положили на бумагу. Дети его внимательно рассмотрели; наблюдали, как червяк движется : медленно вытягивает вперед головной конец, к нему подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен - служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается.
2. Червяка положили на мокрое стекло, увидели, что он не может продвинуться вперед. В чем дело? Для того чтобы это выяснить, переложили червяка на бумагу, покрытую тонким слоем мокрого песка, и стали по очереди осторожно гладить его от головного конца к заднему - дети почувствовали, что тельце червяка гладкое. Затем они стали гладить червяка в обратном направлении, и выяснили, что так его тельце слегка шероховатое. Предположили, что это приспособление, с помощью которого дождевой червяк передвигается, - щетинки, о которых узнали из справочников. Рассмотрев под увеличительным стеклом червяка, дети убедились в правильности этого предположения.
3. Следующий опыт позволил выяснить, почему дождевые червяки выползают на поверхность после дождя.
Стакан с мелкими камешками наполнили водой. Дети наблюдали, как вверх поднимались пузырьки воздуха. Затем они перестали появляться.
После обсуждения сделали вывод - когда норки червей заливает водой во время дождя, им нечем дышать и они поднимаются на поверхность.
Выходя на прогулку после дождя, дети собирали червяков с асфальтовых дорожек и переносили их в компостную яму.
В экологической комнате поселили нескольких дождевых червей, за которыми проводили наблюдения: как они перемешивают слои земли и перерабатывают остатки сухих листьев, «создавая» плодородную землю. Дети выбрали для червей имена, сочиняли о них сказки, рассказы, загадки, стихотворения, рисовали для них рисунки. Так как информации о дождевых червях накопилось много, решили ее зафиксировать - сделать альбом и украсить его рисунками (у детей уже имелся опыт оформления результатов исследований). Вместе выбирали те сведения, которые необходимо поместить в альбом. К следующей встрече дети вместе с воспитателями и родителями оформили альбом «Мои друзья - подземные жители дождевые червяки».
На заключительном этапе проекта дошкольники пригласили детей из младших групп, родителей и рассказали о своей деятельности. Взрослые, в свою очередь, поздравили их с окончанием работы над проектом, задали вопросы о дальнейших планах и вручили каждому ребенку свидетельство.
Свидетельство №
Выдано
(ф а м и л и я, и м я)
собственноручно воплотившему (ей) в
жизнь проект «Наши друзья - подземные
жители дождевые червяки».
За неоценимые заслуги в области
изучения дождевых червяков
и оказания им помощи
вышеозначенному (ой)
присваивается звание
«Заслуженный друг дождевых червяков».