Казимирова Анастасия
Нарушения эмотивной лексики у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это дефекты речи, характеризующиеся нарушением всех ее сторон, высокой степенью тяжести их проявления и нарушением функционирования сенсорных, интеллектуальных и волевых сфер организма.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями имеют особенности в развитии психических процессов организма, которые оказывают воздействие на их развитие, социализацию и обучение. ТНР нуждаются в обязательной коррекции, чтобы нарушения не повлияли на развитие ребенка или, хотя бы, позволило сделать этот процесс менее затруднительным. Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы Особенности речевой деятельности детей с ТНР Тяжелые речевые дефекты связаны с нарушениями в развитии мыслительных процессов, моторных функций и психической деятельности организма. Если у ребенка имеется речевой дефект, проявляющийся в острой, тяжелой форме, то это оказывает воздействие и на другие направления развития и процессы организма. К особенностям развития речевой деятельности у детей с ТНР можно отнести следующие: Продуктивность запоминания находится на низком уровне; Неустойчивое внимание и нарушение восприятия; Сложности со словесно-логическим мышлением, проведением анализа, сравнения и обобщения; Недоразвитие мелкой моторики; Невозможность выполнять задания по инструкции, произнесенной словесно: ребенок с трудом воспринимает устную речь; Нарушения эмоциональной лексики ребенка; Нарушение эмоционально-волевой сферы деятельности организма; Общее недоразвитие речи, связанное с неврологическими нарушениями и психопатологическими синдромами. Необходимость развития эмотивной лексики у дошкольников с ТНР.
Публикация «Нарушения эмотивной лексики у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
Эмотивная лексика – это совокупность слов и выражений, которые отражают проявление эмоций человека. Эмотивная лексика выражает проявление чувств и эмоций в речи. Если эмоциональность отражает свойство, которое присуще каждому человеку, то эмотивность отражает свойства речи, отдельного текста, фразы. В каждой произнесенной фразе отражается какая-то эмоция. Эмотивная лексика отражает : Эмоциональное состояние субъекта т. е. человек зол, суров, чувствителен; Эмоциональное отношение субъекта к другим субъектам или объектам: любит, ненавидит, обожает, жалеет, симпатизирует; Эмоциональную характеристику субъекта: гордец, дурак, малыш. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личности. Владение ребенком эмотивной лексики является условием его социального развития и внедрения в социальную среду. В этой связи, в дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию этой стороны речи, чтобы подготовить ребенка к этапу его обучения в школе. Если у ребенка имеются тяжелые речевые патологии, то эмотивная лексика имеет определенные нарушения. Поскольку, ребенок с ТНР сталкивается с проблемами с восприятием и памятью, то проявление эмоций в речи может быть затруднено в силу неверного восприятия объектов окружающего мира или, неспособности отыскать в своем словаре слова, отражающего эмоциональное отношение к тому или иному субъекту или ситуации. ЗАМЕЧАНИЕ 1 Чтобы успешно внедриться в социальную сферу, построить коммуникативные связи и взаимоотношения с другими членами общества, ребенок должен овладеть эмотивной лексикой. Она необходима и для интеллектуального развития, и для формирования мотивации к познанию. Этапы коррекционной работы по развитию эмотивной лексики у дошкольников с ТНР Коррекционная работа, ориентированная на развитие эмотивной лексики у дошкольников с ТНР реализуется на основе разработки специальных программ, нацеленных на обогащение словарного запаса ребенка эмоциональным компонентом, лексическими формами языка, отражающими различные эмоциональные состояния и отношения. Чтобы реализовать цель коррекционной программы, в ней предполагается решить ряд задач: Исследование эмоциональных состояний, которые присущи ребенку дошкольного возраста при наличии у него ТНР; Формирование невербальных навыков общения: мимических жестов, пантомимики; Развитие умений находить синонимы и антонимы к словам, отражающим эмоции; Развитие навыков применения эмотивной лексики в связной речи и ее расширение лексическими единицами языка. Реализация коррекционной программы проходит в три этапа: Подготовительный этап. Дети обучаются верному восприятию эмоций и чувств. Для этого ведется работа по изучению эмоциональных состояний, их осознанному восприятию и уточнению. Далее, необходимо подготовить ребенка к усвоению эмотивной лексики. Как правило, работа ведется постепенно: сначала выбирается несколько эмоциональных состояний, чувств, близких для ребенка данной возрастной категории, к которым подбираются синонимы, антонимы, омонимы. Основной этап. Он ориентирован на обогащение словарного запаса ребенка эмотивной лексикой, развитие умений формировать выразительные высказывания в связной речи. Также, дети учатся строить речевые коммуникации и знакомятся с паралингвистическими средствами общения. Коррекционная работа основного этапа сводится к развитию у ребенка с ТНР навыков различия эмоций по наглядным изображениям, схемам, умения передать необходимое эмоциональное состояние, посредством невербальных средств, формированию правильного восприятия эмоций и чувств другого человека. Далее, происходит применение разнообразных приемов, помогающих ребенку использовать эмотивную лексику в связной речи : словосочетаниях, фразах, предложениях. Для закрепления данных навыков необходимо мотивировать ребенка к формированию самостоятельного эмоционального высказывания. Заключительный этап. Он ориентирован на закрепление усвоенных знаний и навыков эмотивной речи и построения эмотивных высказываний. Для этого применяются игровые приемы, позволяющие проявить свои чувства и эмоции: театральные игры, сюжетно-ролевые. Кроме того, для закрепления эмотивного лексического словаря применяются более сложные задания и упражнения на подбор синонимов и антонимов к эмотивной лексике.